Музыка и математика: есть ли взаимосвязь и в чем проявляется?

Татьяна Шевчукова, психолог,
23 октября, 2016 16:17 / Образование

Один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии, почетный доктор двадцати ведущих университетов мира, член многих Академий наук, математик Альберт Эйнштейн считал: настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса.

Вместе с тем, довольно долгое время не утихают дискуссии о том, что музыка и такая точная наука как математика не могут быть связаны. В этой статье мы разберемся, так это или нет? И заодно узнаем, каким образом музыка влияет на наши математические способности?

Читайте такжеКак влияет на мозг ребенка волшебная музыка Моцарта

Многие великие умы человечества периодически приходили к мысли представить музыку в математическом виде. Так, например, философ Лейбниц в переписке с философом Гольдбахом отмечал: «музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать». А Гольдбах ему отвечал: «Музыка – это проявление скрытой математики».

rebenok_i_muzyika_raz_750x469

Мы не замечаем присутствия в музыке математики, а на самом деле – семь нот октавы, звуковые частоты являются геометрической прогрессией, музыкальный ритм делит время на единицы. Первым, кто поставил музыку в один ряд с математикой был Пифагор. Философию своей школы он основывал на том, что музыку следует воспринимать как научную дисциплину, а не практическое занятие. Он изобрел инструмент, известный всему миру как монохорд Пифагора, с помощью которого изучал интервалы в музыке с точки зрения математики и первым пришел к выводу, что с помощью музыки можно лечить. По его мнению, определенный тип музыки подходит для лечения определенного заболевания. Кроме того, Пифагор считал, что музыка помогает легче переживать негативные эмоции – страх, ревность, тревогу.

Помимо прочего, в школе Пифагора существовало твердое убеждение: миром и жизнью управляют числа, которые в свою очередь подвластны музыке. Все свои занятия, в частности, по математике, пифагорейцы проводили под музыку. Они заметили, что так усвоение материала происходит значительно легче. Этого же мнения придерживаются и современные ученые. Еще один яркий пример – музыка Моцарта и ее влияние на работу головного мозга человека.

Читайте такжеТОП-10 советов родителям, которых сводят с ума их дети

Вместе с тем, согласно учению Пифагора, по дате рождения человека можно определить, склонен он к творчеству или точным наукам. Эксперимент проходил таким образом: у группы людей выписывалась дата рождения, которая затем переводилась в нотный вид. Зачастую дата рождения человека выглядела как полный аккорд. У некоторых людей он звучал красиво и мелодично, у других представлял собой просто набор звуков или звучал резко. Как показало дальнейшее исследование, люди «звучавшие мелодично» оказывались художниками, танцорами и т.д. А те кто «не звучал» вовсе были математиками, физиками. Другими словами, данное исследование доказывает: любое музыкальное произведение можно представить в виде математической модели (и наоборот) со своими числовыми закономерностями.

У многих выдающихся музыкантов наблюдается математическая одаренность: великий дирижер Эрнест Ансерме является профессиональным математиком, Леонид Сабанеев – выпускник математического факультета Московского университета, является и прекрасным пианистом и композитором, Эдисон Денисов – преподавал математику в Томском университете и являлся композитором, выдающийся виолончелист Давыдов закончил физико-математический факультет, Дремлюга – украинский композитор и профессор Национальной музыкальной академии закончил Киевский индустриальный институт, факультет химического машиностроения.

rebenok_i_muzyika_dva_750x563

В Америке проводилось масштабное исследование, в котором принимало участие 25000 школьников, занимавшиеся по специальным арт-программам. По итогам было замечено, что дети, учившиеся музыке, сдавали математические тесты лучше, чем те, кто музыкой не занимался. Особенно яркий прогресс в постижении точных наук был заметен у детей из неблагополучных семей. В восьмых классах прогресс не сильно заметен: высокие математические баллы до начала эксперимента наблюдались только у 11% детей против 21. Значительный прогресс заметили в десятых классах, где разрыв составлял уже 33%. Интересно, что лучшие показатели математических тестов были у детей, которые занимались музыкой именно на фортепиано.

Читайте такжеГруппа крови и характер: как это влияет на жизнь малыша?

Некоторые ученые, не согласные с теорией взаимосвязи музыки и математики, приводят примеры гениальных композиторов, которые совершенно не разбирались в математике, или гениальных, например, физиков, которые абсолютно не понимают и не слышат музыку. Но все-таки между музыкой и математикой есть связь, выраженная в четкой цифровой привязке музыкальных звуков: деление на числовое количество нот, деление на ритм и такт.

Исходя из вышеперечисленного, можно подумать, что достаточно позволить ребенку слушать хорошую музыку и из него вырастет математический гений. На деле это вовсе не так. Чтобы легче постичь точные науки, человеку совершенно недостаточно слушать музыку. Он обязательно должен заниматься музыкой и, желательно, какое-то продолжительное время.

семейные отношения , семейная психология , саморазвитие Источник: KOLOBOK.UA
материалы по теме
коментарии (27)
осталось 1000 символов
Слушать 'Наше Радио'
Цитата дня Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от нее отказываться. Жак-Ив Кусто