Психолог Светлана Ройз подробно объяснила почему подростки такие

Светлана Ройз, детский семейный психолог,
14 ноября 19:00 / Психическое развитие
Как устроен мозг подростка

Как устроен мозг подростка

Почему подростки такие сложные и как нам, родителям, найти к ним правильный подход. В этой теме попыталась разобраться и дать родителям почву для размышления и понимания Светлана Ройз - известный детский семейный психолог, автор книг и обучающих программ по детской семейной психологии. 

Читайте такжеКак изменится мир к концу столетия: невероятные прогнозы футуролога

На своей страничке в фейсбук Светлана подобрала информацию из различных источников, которые многое объясняют и помогают разобраться, как устроен мозг подростка и почему они такие, какие есть. Далее сайт kolobok приводит текст автора

__41

Читайте также5 ошибок женщин после развода, которые мешают строить новые отношения

"Мозг подростка. В этом материале – цитаты о развитии мозга подростков, скопированные из разных источников. Ссылка на чудесное выступление на TED Сары-Джейн Блэкмор о секретах работы мозга в подростковом возрасте, ссылка на текст академической лекции о работе мозга подростков, ссылка на несколько статей и список рекомендуемой литературы.

Эпиграф: «Например, практически все ненормальные особенности мозга при шизофрении напоминают обычные для подросткового возраста, но зашедшие слишком далеко изменения»

*Важнейший участок головного мозга называется кора. в ней происходит процесс мышления. Кора обрабатывает информацию о том, что мы видим, слышим, нюхаем и чувствуем. Под ней находятся слои, которые имеют дело с более фундаментальными вещами – голодом, жаждой, сексом и эмоциями. Вы используете кору, даже когда читаете эти строки.

*Важный участок головного мозга, примыкающий к коре называется префронтальная кора - отвечает за процессы, лежащие в основе подростковых проблем, связанных с принятием решений, следованием правилам и пониманием последствий своих действий. Эту область описывают, как обитель разума. Если бы у нас в голове был голосок, который включался бы и говорил «Хм м… давай просто остановимся и немного подумаем, прежде чем прыгать отсюда…», он жил бы именно в префронтальной коре. Эта часть мозга отвечает за такие вещи, как заучивание правил, понимание последствий, рабочую память и восприятие эмоций.
Префронтальная кора подростка работает не в полную силу, не до конца соединена с соседними отделами до тех пор, пока человеку не исполнится примерно двадцать лет

*Мозолистое тело - большой пучок волокон - информационная магистраль соединяющая левое и правое полушария мозга, почти полностью состоит из белого вещества. Это еще одна трудность, с которой приходится иметь дело подросткам. В то время как у взрослых высокоскоростное соединение между полушариями мозга, у подростков эти связи работают очень медленно. Мы можем лазать по мысленным интернет-страницам, и они загружаются практически мгновенно, а подросткам приходится ждать загрузки «сайта» гораздо дольше.
(когда нам кажется, что наши дети «тупят» - тупят не они, а их мозолистое тело. :-))

istock-139965483_02

Читайте такжеКак помочь ребенку пережить временное расставание с родителями

*Следующая важная часть мозга - миндалевидное тело или миндалина (амигдала). Она отвечает за интуицию и эмоции – не вызывает эмоции, а обрабатывают полученный эмоциональный опыт. Миндалины играют ключевую роль в распознавании эмоций других людей и позволяют расшифровать выражения лица, чтобы мы могли понять, счастливы эти люди, печальны, сердиты или напуганы. Также они выполняют важнейшую роль в эмоциональном реагировании и поведении в стрессовых ситуациях. Нам нужно, например, "знать", что чувствуют окружающие, чтобы контролировать наше поведение и понимать, что происходит вокруг.

Особенно интересно то, что для правильного распознавания чужих эмоций важно взаимодействие или даже сотрудничество между миндалинами и префронтальной корой головного мозга.

*Временное несоответствие в развитии разных частей мозга считается одной из главных причин конфликтов, путаницы и противоречия в сознании подростка. В то время, как эмоции вашего ребенка находятся на своем пике, его мозг еще не достаточно развит для того, чтобы заранее планировать, различать добро и зло или предвидеть последствия. Т. е. миндалина обслуживает экстремальные эмоции и импульсы подростка, но ПФК (префронтальная кора) развита не достаточно, чтобы направлять их в правильное русло. В качестве примера представьте, что ваша правая нога бежит, а левая не может даже пошевелиться

Способность подростков распознавать эмоции других людей еще развивается, и они склонны делать неверные выводы. К тому же, они стремятся реагировать, используя эмоциональные центры, а не прислушиваясь к префронтальной коре, которая помогает принимать рациональные, взвешенные решения.

*Белое вещество – это миелин, жирное вещество, защищающее нервные клетки. Миелин выполняет такую же функцию, как пластмассовая изоляция в кабеле, которая предотвращает утечку тока из провода. Нервные импульсы проходят по нервным клеткам почти так же, как ток по проводам. Наличие миелина значительно повышает эффективность передачи нервных импульсов по мозгу. У подростков белое вещество всё еще формируется, и этот процесс оканчивается только к тридцати годам.

freedom-2768515_1280_04

Читайте такжеКак научить ребенка радоваться успехам других и почему это так важно

* Поднять подростка утром в школу – испытание для многих родителей. Это не лень. Виной всему– пора гормонов. Кровь подростка наполнена половыми гормонами, гормонами роста и гормонами стресса. Половые гормоны (тестостерон и эстроген) действуют в той части мозга, которая контролирует выработку особенного вещества, называемого «серотонин». Серотонин способствует хорошему настроению и воздействует на управляемые гормонами биологические часы организма. Непрерывный переизбыток гормонов переворачивает биологические часы подростков с ног на голову, поэтому они не спят всю ночь, а днем хотят спать. Они не столько ленивы, сколько часто страдают от гормонального «похмелья».

*Пластичность мозга делает подростковый период опасным и в то же время открытым для массы возможностей. Используемые нейронные связи разрастаются и укрепляются. Неиспользуемые – вытесняются. На практике это означает, что подростки совершенствуются в том, чему уделяют много времени.

1. Чудесное выступление на TED Сара-Джейн Блэкмор: Секреты работы мозга в подростковом возрасте:
https://www.ted.com/…/sarah_jayne_blakemore_the…/transcript…

2. МОЗГ И ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА (Рациональность против Иррациональности) А. А. Алексеев
http://developpsy.ru/…/mozg_i_povedenie_podrostka_r…/1-1-0-8

3. О возрастных этапах созревания мозга http://hsp-portal.com/…/o-vozrastnyh-etapah-sozrevaniya-mo…/

Рекомендованные книги:

Джон Готтман – Эмоциональный интеллект ребенка
Джон Арден - Укрощение амигдалы
Эми Бэнкс - На одной волне
М. Фабер - Как говорить, чтобы подростки слушали
Маршалл Розенберг - Язык жизни
(для психологов) -Е.Емельянова - психологические проблемы современных подростков

Больше интересной информации читайте на официальной страничке Светланы https://www.facebook.com/svetlanaroyz/

психолог , подросток , подростковый период , советы психолога , мозг человека , детский психолог , семейный психолог , мозг подростка , Светлана Ройз , как найти общий язык с подростком Источник: Светлана Ройз
материалы по теме
коментарии (27)
осталось 1000 символов
Слушать 'Наше Радио'
Цитата дня

Те, на кого надеешься, могут погубить, а те, кем пренебрегаешь, — спасти

Эзоп