Трудности инклюзии: когда особенные дети смогут учиться вместе со всеми
“Боюсь страшную Надю”, “Отдайте ее в спецсад”, “Не хотим, чтобы Надя отвлекала наших детей от учебного процесса”… Почти год назад СМИ рассказывали историю 3-летней Нади из Днепра. У девочки аутизм. В местный детский сад ее приняли, но ходила она туда недолго. Родители здоровых детей написали письмо заведующей детского сада, в котором высказали возмущение против «создания без их ведома и разрешения инклюзивной группы». По словам родителей, их дети «боятся страшную Надю». И считают, что девочке нужен специализированный садик. С молчаливого согласия заведующей Наде запретили посещать дошкольное учебное заведение… Таких случаев – сотни.
Читайте также Адреса лучших спортивных секций по городам Украины: куда отдать ребенка
Трудности инклюзии: когда особенные дети смогут учиться вместе со всеми? Эту тему, специально для сайта kolobok, поднимает Лера Татарчук, создатель БФ "Твоя опора", соучредитель проекта "Charity weekend с Машей Ефросниной".
Читайте также 5 простых способов развивать воображение ребенка
Мама Наденьки Наталья Кузнецова в интервью местным газетам говорила: “Мне в глаза никто не подошел и не сказал, что от вашего ребенка страдают наши дети. Есть дети, которые ее обходят стороной, есть девочки, которые ее обнимают. Дети – это чистый лист, они открыты к информации. Это мы, взрослые, им промываем мозг: этот рыжий, этот в очках, этот без ноги, тот идет дергается странно»…
Сейчас каждое утро Надя с мамой ездят в другой садик на общественном транспорте. В садик, где ее ждут и не обходят стороной. Но таких дошкольных учреждений – единицы…
Считается, что право на образование — базовое право человека и основа для создания более справедливого общества. В Польше, которая уже 30 лет назад не ограничивает детей с особенностями в доступе к образованию, сегодня считается правильным обучение здоровых детей вместе с особенными. Более того, поляки зачастую выбирают инклюзивные группы или классы для своих здоровых деток. Это помогает воспитать толерантность в детях, считают они. В Украине пока так не думают… Хотя польза воспитания и развития “особенных” детей рядом со всеми очевидна: здоровые дети учатся принимать непохожих на них сверстников, а дети с особенностями развития получают коллосальную поддержку и возможность развиваться не в изоляции…
Читайте также Благотворительный фонд Благомай: от людей к людям
В мае 2017 Верховный Совет Украины принял «Закон об инклюзивном образовании». Ранее школы внедряли инклюзию по собственному желанию. Теперь это должны делать при необходимости все. Значит ли это, что на практике дети с особыми потребностями начали или продолжили учебу наравне с другими детьми? С какими трудностями и подводными камнями сталкиваются «особенные» дети и их родители? Защищены ли они законом от проблем с получением образования наравне со всеми?
В инклюзивных классах государственной школы учитель должен иметь ассистента. Он должен профессионально помогать с обучением детям с особенностями. Важный момент – в обязанности такого педагога входит помощь ребенку НА УРОКАХ. В остальное время он может не оказывать поддержку. Поэтому, если ребенок нуждается в посторонней помощи, то родителям стоит об этом позаботиться.
Кроме того, в штатном расписании государственной школы пока нет такой должности как “коррекционный педагог” или “тьютор”. Как и понимания, что должно входить в их обязанности.
Есть учебные заведения, которые восприняли внедрение инклюзивного образования правильно. Но даже если школа и ее руководство стараются адаптировать инклюзию, часто бороться приходится с родителями здоровых детей. Директора и завучи делятся историями о мамах и папах, которые приходят в кабинет со словами “Я не хочу, чтобы мой ребенок учился с инвалидом/аутистом/ребенком с синдромом Дауна”.
Читайте также Обзор лучших развивающих мультиков про машинки: что посмотреть с ребенком
Другая крайность - руководство школы может решить, что не может принять особенного ребенка на учебу. Мотивация может быть разная. По новым правилам, в классе может учиться максимум 3 ребенка с особыми потребностями. Классы могут быть заполнены, может не быть пандусов или чего-то необходимого для ребенка. Специалисты в таких случаях советуют написать заявление на имя директора. Пусть он вам даст письменный отказ, и тогда право ребенка на образование можно отстаивать в суде.
Мы как государство - в начале пути, и он будет непростым. В Израиле несколько десятков лет назад высчитали, что для государства выгоднее вложить деньги в детей с особыми потребностями, которые после окончания школы смогут жить обычной жизнью, иметь профессию и будут сами себя обеспечивать, а не будут находиться на иждивении у государства всю жизнь. В Молдавии приняли решение, что невыгодно содержать интернаты, и они решили от них отказаться. У них это заняло 10 лет. Польша начала внедрять инклюзию в систему образования еще 30 лет назад. Сегодня там полноценно живет, обеспечивает себя и растит детей поколение первопроходцев – тех, кто стоял в начале пути развития инклюзивного образования в Польше.
Читайте также Стартувала програма Healthy Schools: зареєструватися може кожна школа України
Мы в фонде “Твоя опора” всячески поддерживанием развитие инклюзивного образования. У нас на попечении сотни тяжело больных детей, которые часто вынуждены расти в изоляции. Эта изоляция не идет им на пользу. Ведь родители и опекуны (если они есть) – не вечны. И самый правильный способ вырастить из тяжело больного ребенка полноценного члена общества – дать ему возможность стать частью этого общества, прожить в нем все этапы – от детской площадки и садика, до рабочего места. Именно поэтому мы обеспечиваем наших подопечных лечением, осмотрами, реабилитациями. Их детство закончится, и если вложить в них многое сейчас – через 20 лет они будут жить и работать самостоятельно, не находясь на иждивении у государства.