Традиции воспитания и необычные запреты разных народов. Караимы
Сегодня мы познакомимся еще с одним народом, проживающим на территории нашей страны. Итак, – караимы. Немногочисленная тюркская (или тюркоязычная) народность. Самоназвания: карай (ед. число); карайлар, караит (множественное). Собственно, «кара» (ударение на последний слог) – составная часть многих тюркских этнонимов (карачаевцы, карахазары), в переводе означает «черный», «север», «простой народ».
Самое первое упоминание о караимах в Крыму датируется 1278 годом. Уже к концу XIII века возводится караимский храм-кенас в Кафе (древнее название современной Феодосии). Кроме Крыма, караимы проживают также на Западной Украине (Луцк, Галич) и в Литве. В Галицию они переселились из Крыма в 1246 году по приглашению князя Данилы, который предоставил им земли и льготы. В XIV веке великий князь Витовт пригласил караимов к себе, в Литву, для охраны замка и границ государства. Там они и обосновались.
В Крыму древние караи жили преимущественно в горах и предгорьях, округе крепостей Кырк-Йер, Мангуп-Кале, в районах Солхата (Старый Крым), Кафы (Феодосия), Гезлева (Евпатория). В наше время большинство караев по прежнему живет в Крыму, но в Украине есть их общины в Мелитополе, Харькове, Одессе. Считанные семьи остались в Галиции. Вне Украины караи живут в России (Москва, Петербург), Литве, Польше и Франции.
Читайте также Почему французские дети не плюются едой
Как и многие другие народы Крыма, караимы также не избежали участи депортаций. Первая волна была после 1917 года, вторая – после освобождения Крыма от фашистских захватчиков. Вместе с тем, несмотря на территориальную и государственную (в разные периоды) разобщенность, караимы Крыма, Литвы и Галиции всегда были и остаются связаны кровно и духовно; помогали и помогают друг другу в критические периоды стихийных бедствий и войн.
Караимский язык – один из наиболее древних живых тюркских языков, относится к кыпчакской группе, как и близкие ему крымскотатарский, кумыкский и карачаево-балкарский. Внешне караимы мало чем отличаются от других народов Крыма, различия больше проявляются в особенностях религии и менталистике.
Свадебный обряд караимов
В древности, караимская девушка считалась готовой к семейной жизни в 13 лет, юноша в 16. Лишь в девятнадцатом веке был утвержден минимальный брачный возраст для девушки 16, а для юноши – 18 лет. При этом, согласно строгому религиозному запрету, караимы не отдавали (и не принимали) детей в семьи других народов. Только намного позже, в связи с закрытостью караимской общины, было разрешено вступать в брак с другими представителями тюркских народов. Но только с ними! Вместе с тем, согласно традициям и законам, караимским мужчинам можно не ограничиваться одной женой.
Свадьба у караимов называется «той» и считается едва ли не общественным праздником, в котором, помимо двух роднящихся семей, принимает участие вся община. Процедура сватовства и женитьбы включает в себя следующую «программу»: обручение, вручение подарков невесте, кройка платьев, девичник и мальчишник, в обязательном порядке составление брачного договора, купание и приготовление невесты, посещение женихом с друзьями бани, скачки на лошадях, венчание. Есть еще обязательные два вечера, которые называются «львиный» и «вечер подарков».
Венчальный обряд
Церемония начинается с приходом жениха. Сначала брат невесты зачитывает брачный договор, который подписывают жених и 12 свидетелей. Затем договор сворачивают трубочкой, бросают внутрь золотую или серебряную монету, опечатывают и в таком виде в дальнейшем хранят. Договор обязателен к вскрытию только в случае развода или смерти одного из супругов.
В определенный момент жених и невеста становятся на белый войлок или шкуру. Их осыпают монетами, миндалем, сахаром, зерном. В конце обряда на голову жениха высыпают немного золы. После благословения молодых священником церемония венчания считается законченной и новоиспеченный молодой муж… отправляется с друзьями домой.
Читайте также Традиции воспитания и необычные запреты в разных странах. Греция
Молодую жену в свою очередь выносят на руках (обычно это делает ее брат или другой ближайший родственник), усаживают в повозку и везут в ее новый дом, где также на руках, прямиков относят в спальню. Туда приходит жених и согласно древней традиции, «впервые» с ней заговаривает. Девушка в ответ целует мужу руку и выходят из спальни молодые только спустя… семь дней. На седьмой день, обычно в субботу, молодой жене разрешается впервые «выйти в люди». Так было в древности.
Естественно, со временем менялись условия жизни и свадебный обряд упрощался: ушли в прошлое бешеные скачки со стрельбой и состязаниями всадников. Все большее значение приобретало обоюдное согласие молодых и лишь потом – согласие родителей. Но многое из свадебного обряда сохранилось и до наших дней.
Рождение ребенка
Рождение ребенка у караимов – большой праздник для всей общины. Сообщали о таком событии заблаговременно. Будущую мать оберегали и опекали родственники и соседи, часто посещали ее, помогали по хозяйству, готовили все необходимое. Детей рождали дома, на женской половине. На время родов приглашали акушерку. Помощниц обычно хватало, поскольку семьи были большими. После родов всей семьей помогали молодой матери и учили ее обращению с ребенком. С особой радостью воспринималось рождение сына – первенца, продолжателя рода. Отец и дети со стороны родителей становились буквально героями.
Мать сохраняла высушенную пуповину и прядь волос ребенка, зашивала их в небольшой кожаный или матерчатый мешочек и постоянно носила при себе, считая, что это хранит ребенка от неприятностей. В дом новорожденного нельзя было приходить с пустыми руками. По древнему народному обычаю ребенку дарили сырое яйцо, которое рассматривали как символ возрождения жизни. Преподнося подарки, желали ребенку быть таким же чистеньким, кругленьким, беленьким и здоровым, как яичко.
Читайте также Традиции воспитания и необычные запреты в разных странах. Украина
На восьмой день после рождения мальчика праздновали обрезание, олицетворявшее принятие веры по Ветхому Завету. Обряд известен также у мусульман и иудеев, сохранился у отдельных христианских общин. В этот день газзан нарекал мальчика. При отсутствии в селе газзана обряд проводил мулла. За праздничный стол садились мужчины, после них – женщины. Появление девочки праздновали через 14 дней после рождения. В наше время такого обряда больше не существует.
В течение первых сорока дней после родов молодую мать и ее ребенка особенно оберегали. Сорок дней считали наиболее уязвимым периодом для ребенка, поэтому и соблюдали такую изоляцию.
Для спасения тяжело больного ребенка родственники или друзья «покупали» его и давали новое имя, чтобы обмануть злого духа. По выздоровлении ребенок оставался в семье с новым именем. «Купившие» тоже считались родителями и участвовали в дальнейшей его судьбе.