Ребенок начал ползать: главная ошибка всех родителей
В возрасте от 6 месяцев до года малыш обычно начинаем ходить на четвереньках. С точки зрения психологии эти событие имеет два существенных момента. Как только ребенок начинает ползать, нам приходится уделять ему больше внимания, тщательнее присматривать за ним. Сами того не желая, своими чрезмерными заботами мы можем помешать ребенку встать на ножки и захотел ходить.
Читайте также Ребенок и заикание: не паникуем, а помогаем
Ребенок начинает передвигаться на четвереньках, прежде всего для того, чтобы удовлетворить свое любопытство или просто от желания побольше двигаться. Иной раз мы даже не замечаем, как его привлекает какой-то предмет, до которого ему не дотянуться. Обычно, еще прежде чем малыш пытается ползать, он уже умеет привлечь наше внимание к тому, что его интересует, показывая на этот предмет. Если же мы не примечаем этого или у нас есть какие-то особые причины не удовлетворять его желание он, вполне возможно, выразит свое недовольство плачем. Чересчур заботливые родители обычно спешат подать ребенку то, до чего он не может дотянуться сам. И это входит в привычку — они подают, подносят, протягивают.
А кончается все тем, что у ребенка пропадает желание или необходимость самому обследовать пространство вокруг себя. Помимо того что малыш становится избалованным, он утрачивает любознательность и не получает радостей, какие мог бы получить, если бы действовал сам. Чтобы избежать такой опасной ситуации, достаточно прибегнуть к простой уловке — надо класть желанную для малыша вещь поближе, но так чтобы до нее нужно было добраться. Если и в этом случае ребенок не начнет двигаться, помогите ему преодолеть расстояние, отделяющее его от предмета. Дети мгновенно усваивают, как это делается, даже если поначалу и сопротивляются.
Читайте также Ребенок грызет ногти: вредная привычка или болезнь
Как только малыши начинают ползать и передвигаться самостоятельно, нам все сложнее становится присматривать за ними. Они забираются в такие места, куда им вовсе не следовало бы попадать — там они либо кого-нибудь беспокоят, либо рискуют столкнуться с какой-нибудь опасностью. Мы готовы без конца объяснять им, куда они не должны забираться и что нельзя трогать. Но вот этого-то как раз и не следует делать, потому что, если наши уговоры не принесут пользы и терпение покинет нас, мы придем в отчаяние, обычно портящее добрые отношения, какие всегда надо стремиться установить между родителями и детьми.
Сразу следует понять, что, с одной стороны, мы должны поощрять ребенка ходить на четвереньках, а с другой — необходимо держать его вдали от мест, где наше терпение может быть подвергнуто жестокому испытанию. Поскольку очевидно, что малыш не способен понять сложные разъяснения, почему опасны электрические розетки, горячие печи, почему не нужно трогать корзины для бумаг и тому подобное, даже и не пытайтесь делать этого. Незаметно отвлекая детей от этих вещей, вы быстрее достигнете желаемого результата. Если же вы застанете ребенка в тот момент, когда он сует пальцы в розетку, единственное, что можно и нужно сделать,— как можно быстрее остановить его и сразу же занять чем-то не менее интересным. Короче, нужно отвлечь ребенка от опасного предмета и тут же сунуть ему под нос другой, чтобы даже ни разу не пришлось сказать ему «нет».
Разумеется, вам придется проделать подобный маневр тысячу раз, но это отнимет у вас времени не больше, чем вы потратите на крики и наказания. А кроме того, при таком подходе ребенок будет ощущать вашу любовь и внимание, и потому у него появится мало поводов выбирать для игры именно те вещи, которые, как он догадается, вы хотите отобрать у него. Его интерес к миру и его желание поближе познакомиться со своим домом не будут подавлены вами, и такая тактика ни в коей мере не испортит ваши отношения с ребенком.