Как научить малыша говорить: 8 правил, которые помогут развивать речь
Читайте также Как развивать речь ребенка: практические советы
Малыши начинают достаточно быстро болтать на своем “марсианском» языке. Но родителям часто не терпится услышать, как они заговорят на «земном».«Когда это произойдет, обусловлено генетически, но родители могут помочь сформировать пассивный словарь, а также подготовить артикуляционный аппарат к активной речи, стимулировать речевую необходимость, сделать речевое дыхание правильным», - уверена логопед Екатерина Княгницкая. Эксперт рассказала, что нужно делать, чтобы предупредить нарушения в развитии речи малышей.
1. Чтобы разговорить малыша, почаще включайте "радио" Mama-FM
С первых дней жизни постоянно разговаривайте с малышом. Описывайте свои действия, то, что находится вокруг. При этом не упрощайте речь. То есть не стоит, к примеру, «шляпу» называть «шапкой». Описывая предметы, старайтесь называть к ним как минимум 5 эпитетов. Например, вы подносите ребенка к стене, даете ее потрогать и рассказываете: стена твердая, холодная, шероховатая, бежевая, блестящая. Таким образом формируется богатый словарный запас.
В моменты, когда малыш смотрит на вас, слова произносите так, чтобы ребенку было легче понять, как формируются звуки. Не забывайте, что ваш темп, ритм и громкость речи является для ребенка образцом для подражания. Ваша речь должна быть не слишком громкой, четкой, разборчивой, темп умеренный.
2. Моя твоя не понимай
Некоторые родители умеют понимать своих карапузов буквально с «полувзгляда». Тем достаточно только пикнуть или повести бровкой, чтобы мама уже несла любимую игрушку. При таком зашкаливающем уровне родительского понимания у малыша просто не возникает потребности говорить, и он и в два года может молчать, как партизан. Поэтому совет всепонимающим родителям - почаще притворяйтесь, что вы не понимаете, чего хочет ваш ребенок, задавайте ему уточняющие вопросы.
3. Поддерживайте разговор
Обязательно реагируйте на любые попытки малыша «поговорить». Повторяйте за ним звуки, которые он произносит. При этом, к примеру, два раза повторив «ба-ба», на третий добавляйте новый звук – например, да-да.
4. Развивайте мелкую моторику
Уже давно доказано, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. А знаменитый украинский педагог Василий Сухомлинский сказал по этому поводу так: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Так что им надо уделить особое внимание, занимаясь развитием своего малыша. И делать это можно уже буквально с его рождения.
Для этого подойдет, к примеру, «сорока-ворона». При этом массировать каждый пальчик надо вначале сверху вниз, потом снизу вверх. Плюс надо раскрывать зажатую в кулачок ладошку младенца, нажав на точку в центре нее. После трех месяцев этот рефлекс исчезает, но ребенок уже может лежать на животике, уверено держит головку. А это дает маме массу возможностей для развития мелкой моторики малыша.
Например, можно насыпать в глубокую миску прокаленную манку, в которую можно «зарывать» кучу мелких интересностей. Доставая их, малыш и будет развивать мелкую моторику. Конечно, делать это можно только под пристальным вашим вниманием. Деток постарше можно задействовать уже на кухне: например, вместе с ними лепить вареники, украшать печенье и т.п.
5. Устраивайте звуковые викторины для развития речи
Бывает, что ребенок, умея говорить звуки С и Ш изолированно, вместо «шапка» говорит «сапка». Делает он это не специально или не потому, что ему так нравится. Зачастую подобные коверканья слов возникают из-за нарушения фонематического слуха.
Чтобы предупредить это, с первых месяцев жизни давайте возможность малышу прислушиваться к разным звукам: как шуршит бумага, шелестят листья и т.д. Когда он подрастет, можно играть с ним в игру «Угадай, что звучало». Возьмите несколько коробочек, насыпьте в одну, например, рис, в другую – фасоль, в третью – пуговицы. Покажите содержимое ребенку, потрясите коробочки, пусть послушает, как все это звучит. А потом попросите его отвернуться и определить на слух, какая коробочка «звучала». Почаще играйте с малышом в такие звуковые викторины.
6. Зарядка для языка
Еще одна распространенная причина нарушений развития речи у детей – гипертонус мышц языка или, наоборот, ослабленный мышечный тонус .
Чтобы сделать язычок малыша в меру активным, нужно заниматься с ним артикуляционной гимнастикой, в которой будут предусмотрены упражнения как на напряжение мышц языка, так и на умение их расслаблять.
Например, для укрепления мышц делаем упражнение «чистим зубки»: язычок поднимаем вверх и гладим кончиком верхние зубки внутри, потом снаружи, потом тоже самое делаем с нижними. Для расслабления - «Язычок-матрасик» Открываем ротик, мягкий, расслабленый, широкий язычок кладем на нижние зубы и удерживаем 10-15 сек.
7. Играем в "футбол"
Для развития артикуляционного аппарата очень полезно надувать воздушные шарики и мыльные пузыри. Для разнообразия можно поиграть с малышом в такой «футбол». К примеру, из карандашей сделайте ворота и пусть ребенок задувает в них «мячик» из ваты или бумажки.
8. Устраиваем домашние концерты
Даже если в вашей семье медведь всем оттоптал уши, все равно пойте. И приобщайте к песням малыша: это помогает формироваться правильному речевому дыханию. Включите в вашу семейную концертную программу и стихи: они помогут сформироваться правильному темпу речи. Если увидите, что ребенок, рассказывая их, торопиться, глотает слова, помогайте ему, ритмично прихлопывая.
Нормы развития речи у ребенка
0-1 год
1 мес – в конце первого месяца жизни ребенок начинает гулить, выговаривает гласные звуки «а», «и», «э»
2 мес – частое короткое гуление
3 мес – частое продолжительное гуление
4 мес – частое продолжительное гуление с разными звуками, появляются согласные «м», «б»
5 мес – малыш складывает ритмичные цепочки из разных слогов
6-7 мес – последовательно присоединяет разные слоги, меняя силу звука и высоту тона
8 мес – ясно выговаривает «ба», «ма», «да»
9 мес – четкое удвоение слогов
10 мес – появляются первые слова, которые ребенок понимает. Вступает в диалог, правильно в звуковом плане повторяет известные ему слоги
11 мес – односложные слова вытесняются двухсложными: «ляля», «цяця» и т.п.
12 мес - словарный запас 8-12 слов.
1-3 года:
1 г 1-3 мес – говорит двойные или единичные слоги со смыслом. Может сказать осмысленные слова з двумя разными гласными
1 г 4-6 мес – называет предметы и действия в момент заинтересованности
1 г 7-9 мес – во время игры может предложением из двух слов назвать свое действие
1 г 10 мес - 2 года – при общении со взрослыми может использовать предложения из трех слов, используяс уществительные и местоимения
2 г - 2 г 6 мес - говорит сложными предложениями більше 3-х слов. Начинает использовать сложноподчиненные предложения
2 г 6 мес -3 г- начинает задавать вопросы «где?», «когда», «почему?», «куда?»
Если ребенок отстает в развитии речи, его нужно показать неврологу и логопеду.
Вам также будет интересно почитать:
Ошибки взрослых, которые плохо влияют на развитие речи дошкольников
ТОП-5 игр с ребенком для развития его речи
Проверено, действует: 5 способов сделать речь малыша чистой и правильной