Стоит ли помогать детям с домашним заданием

Многие родители считают, что помогать детям выполнять домашнее задание - их святой долг. И если они пустят все на самотек, то успеваемость ребенка упадет ниже плинтуса, он совсем распустится, нахватает двоек и о поступлении в престижный университет (хотя бы на платное отделение!) останется лишь мечтать. Да и домашние задания нынче такие, что не каждый взрослый справится…

Читайте также В 2017 году украинские школьники будут учиться по новой программе

Но на самом деле, помогая с домашкой, взрослые часто оказывают детям медвежью услугу. Как же так? Ведь школы всех развитых стран активно пропагандируют вовлечение родителей в детское обучение, да и в кругу мам принято считать, что тот, кто помогает ребенку с заданиями - тот хороший родитель… Почему помогать ребенку с домашним заданием - вредная практика?

Причина первая: ваша помощь не улучшит успеваемость в глобальной перспективе. Конечно, пока вы будете делать за ребенка домашку, его оценки, скорее всего, будут достойными. Но как только вы перестанете - они, вопреки ожиданиям, не улучшатся (и часто - даже не останутся на прежнем уровне). Помогая с заданием, родители часто думают, что таким образом они формируют у ребенка новые знания, которые помогут ему в дальнейшем справляться с домашней работой самостоятельно. На самом же деле происходит прямо противоположное. У ребенка пропадает исследовательский интерес и новые знания усваиваются хуже. 

Тогда как помощь с домашкой ученикам средних классов приводит к тому, что дети показывают худшие результаты, чем те, чьи родители вообще не контролируют их процесс обучения.

Читайте также Киевские школьники будут посещать уроки по пропускам

Это связывают с несколькими факторами. Во-первых, многие родители, которые стремятся помочь с домашним заданием, сами не очень-то хорошо знают материал - и буквально учат своим ошибкам детей. Во-вторых, родительская помощь серьезно снижает мотивацию детей к обучению в целом. Зачем стремиться что-то познать самому, если вечером хочешь-не хочешь, а придется выслушивать, что об этом думает мама? Пожалуй, проще ничего не делать - примерно так мыслит ребенок.

Причина вторая: потеря ответственности и способности к самоорганизации. Усаживая каждый вечер ребенка за уроки, вы делаете его домашнее задание своей проблемой. И, будьте уверены, именно так это и будет воспринимать ваше чадо - как минимум на бессознательном уровне. Вы правда хотите отвечать за все решенные примеры, прочитанные книги, сделанные задачки, проведенные опыты на протяжение десяти или одиннадцати лет? А что будет дальше, в институте? Ах, вы надеетесь, что к тому времени ребенок повзрослеет и сможет все делать сам? Не надейтесь. Ребенок, не приученный к самоорганизованности и самостоятельности, будет мучиться сильнее, чем тот, кто уже знает, что это такое - нести ответственность за выполнение домашнего задания.

Это же касается вопроса «контроля» за выполнением уроков. Пока вы будете проверять тетрадки, ребенок не почувствует себя «главным» в этом вопросе, а значит - не сможет обучиться принятию ответственности за выполнение работы.

Как только вы перестанете стоять у ребенка над душой, требовать пересказать прочитанные главы из учебника и продемонстрировать все выполненные задачи (иначе гулять не пойдешь!), ему придется самому начать следить за собой. Потому что, хоть вы наверняка и считаете, что вашему ребенку все равно, какие у него оценки, на самом деле никто не хочет быть неудачником. Просто отступите на шаг, дайте ребенку немного свободы, и через какое-то время вы увидите его, читающего Толстого или решающего задачки из учебника по физике летом на даче.

Причина третья: страх неудачи и «комплекс отличника» останутся с ребенком на всю жизнь

Читайте также Детскую близорукость провоцирует школа, - ученые

Американские исследователи наблюдали за 709 детьми и их родителями, разделив возможную помощь с домашним заданием на три категории: прямое вмешательство (когда родитель сидит рядом, подсказывает и даже решает задачи за ребенка), автономная поддержка - взрослые помогают в объяснении заданий и в выполнении того, что физически не по силам ребенку, и предоставление ребенку полной свободы в выполнении домашних заданий без всякого контроля, помощи и проверок. Как выяснилось, чем более директивны родители в помощи, тем хуже это сказывается на показателях успеваемости и на уровне мотивации детей - особенно это касается учеников средних и старших классов.

В то же время дети родителей, которые предоставляли детям полную автономность или включались в процесс только если задание было действительно слишком сложным, показывали прогресс в успеваемости.


Облако тегов