Анна Болейн: женщина, с которой начался «Золотой век»

«Дорогу королеве!». Еще недавно эти возгласы были для хрупкой темноволосой молодой женщины, словно бальзам на душу. А сегодня она слышит их в последний раз…

День 19 мая 1536 года выдался традиционно английским – сумрачным, прохладным, с моросящим дождем. Поднимаясь по мокрым ступенькам эшафота, Анна Болейн – королева Англии, законная супруга короля Генриха VIII и мать будущей королевы-«девственницы» Елизаветы I, думала о том, что десять лет жизни, которые она потратила на дорогу к трону, теперь заканчиваются так бесславно.

Читайте также Виндзоры: любвеобильные короли и железная леди на престоле

«Почему же бесславно?», - горько усмехнулась она в ответ собственным мыслям. Придворные историки в точности запишут все, чем обязана Британская Корона младшей дочери Томаса Болейна – самого хитрого и ловкого переговорщика, как называл его король. Будучи богатым, но отнюдь не знатным, он сумел подняться на вершины славы и влияния, благодаря изворотливому уму. Томас был настолько тщеславен, что личной дружеской переписки с великим философом того времени Эразмом Роттердамским ему было недостаточно. Болейн из кожи вон лез, чтобы стать незаменимым для короля. И обеих своих дочерей рассматривал не иначе, как товар, который можно выгодно продать…

Мысли низложенной королевы перенеслись на два десятилетия назад, в 1514 год. Тогда маленькую Анну вместе со старшей сестрой Марией отправили во Францию в составе свиты принцессы Марии Тюдор, сестры короля: та должна была выйти замуж за короля Людовика XII. За шесть лет, проведенных при куртуазном французском дворе, Анна не только постигла таинства науки и искусства, но и чудесно разобралась в тонкостях великосветского флирта. А в 1520 году после неудачных переговоров Генриха VIII с французским королем Франциском I отношения двух стран испортились окончательно, и Анна вернулась домой.

Читайте также Цин: династия, которая дала имя великой стране и потрясла мир

Впервые своего будущего венценосного супруга Анна увидела в марте 1522 года на приеме, который Генрих VIII устроил в честь испанских послов. Не обладая выдающейся красотой, юная фрейлина, тем не менее, отлично умела себя подать – она была грациозна, чертовски обворожительна, а богатая, подобранная со вкусом одежда, помогала скрыть явные физические недостатки – в том числе, и уродливый отросток на правой руке, который в народе называют не иначе как «шестой палец дьявола».

Король Генрих VIII… Помазанник божий, он словно был проклят небесами за сумасбродный характер и избыточную любвеобильность: многолетний брак с чрезвычайно религиозной испанкой Екатериной Арагонской не принес ему счастья – череда беременностей королевы всякий раз либо прерывалась прежде времени, либо заканчивалась мертворожденными младенцами. Единственным ребенком королевской четы была дочь Мария, будущая королева Англии, более известная как Мария Кровавая

Шаткость положения династии Тюдоров заставляла Генриха задумываться о рождении сына — наследника. Именно поэтому потерявший надежду, а заодно и голову от страсти, король решился предложить Анне Болейн не место фаворитки, а корону Англии.

Читайте также Семейные кланы: как встретили Рождество королевские семьи Европы (фото)

Однако, одного желания влюбленных оказалось мало. Святая Церковь в лице папы Римского Климента VII наотрез отказалась аннулировать союз Генриха и Екатерины. Взбешенный король решил действовать иначе: окончательно испортив отношения с Ватиканом, он разорвал все связи Британии с римской католической церковью и учредил собственную конфессию – англиканскую церковь, провозгласив себя ее главой. Теперь, когда законный путь к трону для Анны был свободен, ее душа ликовала. Тем более, что она знала – в ее лоне уже зародилась новая жизнь и скоро она подарит Генриху и Англии долгожданного наследника. Но, как потом показала жизнь, тогда ее персональный ад только начинался…

23 сентября 1534 года Анна произвела на свет здоровую девочку — Елизавету. Генрих воспринял известие о рождении дочери без особого восторга, но поскольку он все еще любил свою королеву, благоразумно рассудил, что за дочерью непременно последуют сыновья. Крестины маленькой принцессы были организованы с нарочитой пышностью: Анна понимала, что правильное сотворение образа — то немногое, что может помочь ей завоевать народное доверие, ведь ее по-прежнему считали женщиной легкого поведения, «воровкой», укравшей короля у законной жены.

Однако скоро она убедилась: черни рот заткнуть невозможно – низко кланяясь и целуя руки, за спиной люди продолжали судачить. Это безмерно угнетало Анну, но она снова была на сносях (уже в третий раз, после Елизаветы новая беременность закончилась выкидышем) и в надежде, что на этот раз уж точно подарит мужу наследника, полностью сосредоточилась на своем состоянии.

Страшная весть пришла 24 января 1536 года. В апартаменты Анны ворвался один из близких друзей короля и сообщил, что Генрих во время охоты упал с лошади и теперь находится без сознания. Болейн закричала, уверенная, что муж мертв, но король хоть и с огромным трудом, но поправился, а его жена преждевременно разрешилась от бремени — на этот раз мертвым мальчиком. Гнев Генриха был тем более страшен, что случившееся вновь вернуло его мысли к унизительным подозрениям о собственной мужской несостоятельности, которыми он не раз озадачивался, будучи в браке с Екатериной Арагонской.

Читайте также Династия Бурбонов: семья, которая перевернула Европу

Собственно говоря, с этой минуты для Анны начался отсчет времени в качестве расплаты за величие. Подавленная, она все чаще ссорилась с венценосным супругом. Изнывая от боли и сознания, что теряет позиции, Анна окружила себя людьми искусства – поэтами, художниками и музыкантами. Примерно в это же время король увлекся фрейлиной Джейн Сеймур и решил избавиться от Анны. Молодую королеву обвинили в государственной измене и в супружеской измене королю, назвав в числе любовников и ее родного брата Джорджа, лорда Рочфорда. После показательного суда, приговор которого был известен с самого начала, королеву Англии обезглавили. 

Историки до сих пор по-разному толкуют казнь Анны Болейн. Кто-то считает, что Генрих отправил на эшафот Анну заслуженно – слишком уж много было с ее стороны интриг и истерик. Другие называют Анну жертвой нравственно ущербного короля, узурпатора и тирана. Третьи сходятся на том, что Анна и Генрих друг друга стоили. Но как бы там ни было, главное свое предназначение Анна Болейн все-таки выполнила: подарила Британии наследницу, сильное и мудрое правление которой вошло в историю под названием «Золотой век».


Облако тегов