Гениальные дети с возрастом утрачивают свой интеллект
Дети, демонстрирующие высокие интеллектуальные способности, не обязательно вырастают в умных взрослых – их умственный потенциал может истощиться по мере возраста.
К такому заключению пришли специалисты Калифорнийского университета, тогда как ранее считалось, что имеющиеся в детстве умственные способности сохраняются и в дальнейшем.
Согласно выводу авторов новой работы, проявляемый детьми интеллект еще не гарантирует того, что он будет проявляться у них во взрослом состоянии. Ученые установили, что зачастую дети демонстрируют высокий умственный потенциал благодаря тому, что ими серьезно занимаются родители, но по мере ослабления родительского контроля над развитием ребенка, как и родительского влияния в процессе формирования личности, - может снижаться и интеллект.
«Безусловно, воспитание ребенка повышает интеллект, однако это временное действие, которое проходит сразу после того, как родители перестают заниматься обучением и воспитанием своего ребенка», - таков вывод исследователей.
До сих пор наука полагала, что умственные способности человека формируются в результате генетической передачи и воспитания. Однако специалисты из Калифорнийского университета подчеркивают, что в равнозначности влияния этих факторов существовали сомнения, и следовало еще выявить, какой из них наиболее эффективен. Сами они заключили, что главную роль в интеллектуальной одаренности человека играют гены. «Генетически переданные интеллектуальные способности являются более эффективными», - сообщили эксперты.
Эту информацию подтверждает и исследовательница Джоан Фриман из США, которая в течение 36 лет наблюдала за жизнью 210 детей, признанных талантливыми и даже гениальными. Результаты этого проекта оказались неожиданными: только пятеро из всех детей добились успеха в жизни, тогда как остальные так и не смогли успешно проявить своих способностей. Более того, многие из них выросли замкнутыми, психически нездоровыми, не умеющими общаться с окружающими людьми.
Исследовательница заявила, что одаренным детям навредили усвоенные ими в раннем возрасте завышенный уровень самооценки, привычка к похвалам и восхищенным взглядам. Кроме того, по ее словам, многие родители пытались наживаться на таланте своих детей и эксплуатировали их способности, что оказывало неблагоприятное влияние на психику (у детей, например, развивалось отвращение к своему таланту).