Кубики Зайцева: как научить по ним читать
Кубики Зайцева - это методика обучения чтению, максимально приспособленная к особенностям мышления и восприятия ребенка. Ведь как часто бывает: ребенок выучил буквы, а читать не может, потому слова у него "не клеятся".
По мнению автора методики Николая Зайцева, наша традиционная азбука вредна, потому что в ней на каждую букву дана картинка. А - аист, Б - бегемот, В - ворона и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ребенку, что зебра - орел - носорог - тигр, мелькающие в его сознании, должны образовать слово "зонт"?
И даже если малыш учит буквы не по азбуке, ему все равно сложно понять, как М и А (ребенку часто произносят "МЫ" и "А") превращаются в слог МА. По этой причине и была создана методика обучения чтению, где сразу показано, как две буквы сливаются в склад и слово.
Принципы методики Зайцева
Методика Зайцева учит чтению и письму в самом раннем возрасте благодаря действию на память ребенка через несколько каналов информации:
- тактильный (кубики разные по размеру и по тяжести);
- зрительный (пять используемых цветов не вызывают путаницы и хорошо запоминаются);
- слуховой (разное наполнение кубиков обеспечивает различное их звучание, железные - кубики со звонкими складами, деревянные - с приглушенным).
Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласного и гласного, или из согласного и мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, КО-РО-ВА, М-О-С-Т.
Особенные кубики
Юному ученику (можно начинать занятия даже с годовалым крохой) важно пояснить, что эти кубики - не простые, они особенные, они помогут научиться читать, как это умеют делать взрослые. Конечно, малыш поначалу и в процессе обучения будет строить из них мосты и башенки, и чтобы защитить кубики от поломки и загрязнения, достаточно обклеить их скотчем.
Кубики оптимально расставлять на полочке (они идут в комплекте) и сопоставлять со складами на таблицах (они тоже входят в набор), а также петь вместе с педагогом (диск с учебными песенками прилагается).
Читаем и поем
Склады и звуки на кубиках называем ребенку и поем, используем любую свободную минуту с малышом. Дальше - из кубиков складываем самые простые слова: сложили и показали, пропели, затем пропели вместе с крохой. Только в этом случае он понимает, какая связь между тем, что нарисовано на кубике, и тем, что произнесла мама.
Так в сознании ребенка соединяются предметы, слова и определенные буквы/склады - и 246 складов быстро "укладываются" в голове ребенка.