Боремся с детской жадностью
Некоторые родители сталкиваются с проблемой детской жадности уже в тот период, когда ребенку исполняется 1,5-2 года, но наиболее остро она проявляется годам к трем. Так что же происходит с этими милыми и добрыми малышами, ранее готовыми делиться своими игрушками и играть вместе? Дело в том, что у ребенка начинает активно формироваться свое Я. Он начинает понимать свои границы и осознавать, что имеет «собственность». Оказывается, есть «мое» и «чужое».
В этот момент он с удивлением обнаруживает, что игрушка, предмет, книга и пр. принадлежат ему. А раз чужое нельзя брать без спроса (об этом родители не забывают напомнить малышу), то и свое нельзя отдавать! Это открытие и заставляет ребенка жадничать. Отстаивая игрушки, малыш отстаивает свои границы, учится защищать себя и то, что принадлежит ему. Игрушка является как будто продолжением его личной территории.
Это очень важный период развития, который закладывает в ребенке умение отстаивать свое мнение, говорить «нет», защищать свое пространство, противостоять манипуляциям. Это очень поможет ребенку в будущем чувствовать себя уверенно, защищено, хорошо к себе относиться и заботиться о себе. Работая со взрослыми, на своих психологических консультациях я замечаю, что это те самые качества, которых нахватает многим из них. Не потому ли, что период «жадин» был эмоционально подавлен? Не потому ли, что не сумел сегодняшний взрослый отстоять личное пространство в свои 3-4 года? Во многих случаях оказывается именно так!
Маленькие «жадины» могут встревожить родителей опасением, что их ребенок вырастет эгоистом. Но подумаете, будет ли малыш с радостью делиться, если его заставляют это делать? Думаю, нет! Очень важно в этот период позволять малышу самостоятельно решать, что он может отдать на время, а что нет. Важно дать возможность жадничать, не осуждая и не ругая его, а наоборот, подчеркивая его право распоряжаться своими вещами. Конечно, это не означает, что нужно спокойно смотреть на детские драки, крики и истерики. Совсем нет!
Взрослый, признавая право ребенка распоряжаться своими игрушками, может показать способы взаимодействия. К примеру, обмен может являться хорошим способом «бескровного» решения проблемы жадности. «Да эта кукла твоя и ты можешь ее не отдавать, но будет интересно на время поменяться игрушками. Вася тебе дает машину, а ты ему ненадолго дашь поиграть куклой. Потом ты возьмешь свою куклу назад». Если малыш отказывается от Вашего предложения, настаивать и отбирать игрушку не стоит, этим Вы подчеркиваете его неспособность защитить себя. Возможно также, малыш решит, что отстоять себя можно только агрессией, криками и истериками.
Хорошим способом выхода из этой ситуации, может стать предложение играть вместе. Вы можете начать с той же фразы «Да эта кукла твоя и ты можешь ее не отдавать, но посмотри, у Васи есть машина и Вы могли бы покатать твою куклу вместе на Васиной машине. Я думаю, это была бы интересная игра». Этот период не будет очень долгим, если дать малышу возможность насытиться жадностью. «Жадина» снова превратиться в доброго ребенка, готового делиться и играть вместе с детьми.