ТОП-30 способов укрепить связь с ребенком: советы для всех возрастов
Психологи доказали, что эмоциональная связь с родителями играет для ребенка более важную роль, чем полноценный сон и сбалансированное питание. С каким бы тщанием ребенок ни был «сыт, умыт и одет», отсутствие контакта с любимым взрослым действует на него разрушающе. Детки, которые растут без внимания, вырастают робкими и неуверенными в себе. Поэтому так важно с рождения и до «первых усов» поддерживать прочную связь со своими детьми. Мы подобрали несколько простых, но действенных способов укрепить привязанность между ребенком и взрослым.
Начинать всегда нужно с начала. Но даже если вы где-то «стратили» и чувствуете, что контакт между вами и ребенком начал ослабевать, никогда не поздно «включиться» в отношения. Главное, учитывать особенности возраста ребенка и подбирать подходящие на каждом этапе развития ключи.
От 0 до 1
На этом этапе привязанность ребенка формируется через органы чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание). Его ведущая деятельность – это эмоциональное общение со значимым взрослым. Потребность в общении важно удовлетворять по всем пяти направлениям: говорить с малышом, что-то ему показывать, кормить его, прижимать к себе и всячески тискать, обнимать и гладить.
- зрительный фактор: играть в гляделки, изучать друг друга в зеркале, вместе рассматривать картинки (книги, улицу), рисовать, чтобы малыш смотрел
- слуховой фактор: повторять лепет за младенцем, использовать разные интонации, петь песни, с выражением читать стихи
- вкусовой фактор: позволить есть из своей тарелки, кормить маму или папу, доедать за ребенком из его тарелки
- фактор обоняния: вместе нюхать цветы (продукты, воздух на улице и в лесу), шумно и с удовольствием вдыхать запах малыша
- фактор осязания: бесконечно обнимать, делать массаж, целовать щеки и пупок, спать или просто лежать вместе, вместе купаться в большой ванне, гладить его лицо и гладить свое лицо руками ребенка
От 1 до 3
В этом возрасте ребенок очень любит имитировать взрослых. Его привязанность тесно связана с похожестью на родителей, через которую он ощущает себя частью семьи. Ведущая деятельность малыша - предметно-манипуляционная. Развивайте привязанность через общие дела и совместные занятия.
- вместе собраться в магазин (составить список продуктов с картинками, в магазине катать в тележке или доверить катить тележку, передавать продукты на кассе, доверить нести пакет с покупками)
- давать ребенку примерить или поносить свою одежду, купить или пошить Family Look (одинаковую одежду для детей и взрослых), носить похожие аксессуары (заколки, рюкзаки, шарфы). Для девочек – мыться с мамой одним мылом, намазываться одними кремами. Для мальчиков - заниматься вместе с папой хозяйственными делами (ремонтом, сборкой).
- придумать общее дело (например, устроить небольшой огородик на подоконнике и выращивать из семян съедобные травы или цветы)
- изобрести условные знаки «только между нами». Придумать «наш с тобой большой-большой секрет». Вместе сделать что-то «недозволенное» - например, спрятаться в ванной и съесть конфету до ужина.
- играть в зеркало: повторять то, что делает ваш ребенок. Стараться копировать не только действия, но и чувства, эмоции ребенка. Постараться увидеть мир его глазами.
От 3 до 5
В этом возрасте малыш уже четко разделяет себя и маму. У него появляется неосознанное желание быть значимым для родителей. Он всячески ищет подтверждения собственной важности в семье, начинает ревновать, но при этом учится любить. Ведущая деятельность – ролевые игры, которые объединяют общение и предметно-манипуляционные занятия.
- вместе собрать «халабуду» - домик из стульев, подушек, покрывал и других подручных материалов. Прятаться туда вместе с ребенком от другого родителя. По вечерам играть в «прятки под одеялом» и «не отпущу» (обнимать ребенка так, чтобы он выбрался из объятий).
- взять ребенка на работу. Если это невозможно, взять с собой на какое-то важное «взрослое» дело.
- позволить ребенку покормить маму с ложечки. Маму можно причесать, накрасить, помыть, намазать кремом, почистить ей зубы, подобрать ей одежду для дома или для улицы
- разделить с ребенком какое-то свое занятие или увлечение (вместе делать гимнастику, рисовать картины по номерам, лепить из глины, кататься на велосипедах)
- хотя бы несколько раз в неделю устаивать Floortime (буквально «игра на полу») – полчаса времени, когда мама или папа выключает телефон и телевизор, и полностью принадлежит ребенку
От 5 до 7
Формирование тесного эмоционального контакта выходит на последний этап. Ребенок начинает делиться своими мыслями и секретами, чтобы быть еще ближе к родителям. На этом уровне привязанности закладывается опыт доверия близким, который потом станет опорой во взрослой жизни. Ведущая деятельность – эмоционально-познавательная. Ребенок учится понимать и принимать свои эмоции и чувства других людей.
- рассматривать вместе с ребенком семейные фотографии, показывать маленьких маму и папу. Искать маму и папу на общих фото из детского сада и школы. Показать фотографии, где сам ребенок еще маленький. Рассказать о том, как его ждали, каким он был, как рос и взрослел
- готовить совместные подарки и сюрпризы другому родителю или родственникам. Вместе выбирать и решать, какой подарок лучше подойдет.
- доверить ребенку какое-то «важное дело» по дому и постараться не контролировать его выполнение. Не критиковать, если что-то будет выполнено плохо.
- делиться с ребенком своими эмоциями, рассказывать о событиях, которые произошли в течение дня и о чувствах, которые эти события вызвали. Просить совета. Спрашивать, как бы он повел себя в какой-то ситуации.
- если сорвались – попросить у ребенка прощения. Объяснить, почему вы сорвались, называя и объясняя негативные эмоции. Обязательно проговаривать конфликт после того, как все участники успокоились.
От 7 до 11
Привязанность находится уже сформирована, но еще не достаточно крепка. В это время ребенок открывает возможность существования других связей – дружба, симпатия, общие интересы с товарищами. Недостаток эмоционального контакта с родителями ребенок начинает восполнять «на стороне». Чаще всего это привязанность к учителю или к друзьям. В этом возрасте ведущая деятельность – операционно-техническая (связанная с учебой). Поэтому совместное выполнение домашних заданий может стать прекрасным эмоциональным мостиком между вами и ребенком.
- обнимать ребенка так часто, как он это позволяет. По рекомендациям психологов минимум 8 объятий в день
- валяться вместе с ребенком на диване или в кровати. Щекотать за пятки, тискать, ерошить волосы и целовать в нос – любой тактильный контакт, который не вызывает у ребенка желания встать и уйти в свою комнату. Полежать вместе с ребенком перед сном, если он этого просит.
- разделить занятие или увлечение ребенка. Даже если это будет совершенно неудобоваримая компьютерная игра или коллекция жутких монстров кислотных цветов.
- одобрять друзей ребенка. Если кого-то не одобряете, как можно подробнее объяснить, почему он вам не нравится. После объяснения спросить у ребенка, принимает ли он ваше мнение.
- позволить ребенку приготовить что-нибудь на ужин. Не помогать и не лезть с подсказками до тех пор, пока он сам не попросит.
От 11 до 17
Самый сложный период – проверка привязанности на прочность. У ребенка преобладает тяга к общению со сверстниками. По отношению к взрослым в душе ребенка борются отрицание и желание подражать. В это время на первый план выходят эмоциональные связи с друзьями, поэтому ведущая деятельность – интимно-личностныe контакты. Здесь главное вовремя отпустить, но держать ситуацию под невидимым контролем.
- слушать ребенка, когда он говорит, а не тогда, когда у вас на это есть время. Использовать активное слушание
- на людях всегда становиться на сторону ребенка. Даже если он не прав, это обсуждается дома. Для посторонних – вы защита, опора и каменная стена.
- обращаться к ребенку за помощью в тех вещах, в которых он хорошо разбирается (математика, компьютеры, поиск информации, современные тренды моды)
- просить совета, если принимаете решение, которое касается всей семьи (что приготовить на ужин, какие обои поклеить в коридоре, куда поехать отдыхать летом). Если совет вам категорически не подходит, просить обосновать свою позицию.
- провожать и встречать ребенка каждый раз, когда он куда-то уходит – поцелуем, объятием или просто пожеланием хорошей прогулки либо удачного дня
Вам также будет интересно почитать:
Простые упражнения для детей, чтобы научиться управлять эмоциями
Как научить ребенка доверять своим родителям: простые советы