5 вопросов о суррогатном материнстве
Кто-то считает это единственным спасением и благородной помощью бездетным парам, мечтающим о своем малыше. А кто-то негодует по поводу циничного использования украинских женщин, вынужденных зарабатывать деньги подобным образом. Правда, как обычно, где-то посередине. В программе прозвучали ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы о суррогатном материнстве.
1. Почему Украина становится мировым центром суррогатного материнства?
Евгений Ковтуненко, юрист: «В Индии и Таиланде, которые ранее были лидерами, произошли определенные законодательные изменения, и теперь Украина выходит на первое место в данной сфере. У нас сегодня существует достаточное количество нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения суррогатных мам и людей, желающих воспользоваться их услугами. Есть лицензированные клиники и женщины, готовые стать суррогатными мамами за относительно невысокую цену».
2. Сколько стоят услуги суррогатной матери в Украине и за рубежом?
Наталья Владыкина, врач-репродуктолог: «Комплекс всех услуг для пары, которая хочет таким образом стать родителями, у нас стоит порядка 50 тысяч долларов. За рубежом цена вдвое выше. Сюда входит гонорар суррогатной матери (у нас это 12-16 тыс. долларов), ее содержание, юридические услуги, услуги медицинского сопровождения. Если бездетная пара обращается в серьезную клинику, то специалисты сопровождают всю беременность. Вплоть до момента, когда ребенок отдается со свидетельством о рождении, переписанном на родителей. Иногда люди находят сами женщину, которая будет им вынашивать ребенка, и могут договориться с ней на своих условиях. А кто-то хочет найти суррогатную маму, которая уже имеет подобный опыт и хорошо себя зарекомендовала. Тогда это стоит дороже. Ей снимают квартиру, покупают элитные продукты – здесь расходы могут расти».
3. Каковы риски для потенциальных родителей?
Наталья Владыкина, врач-репродуктолог: «Один из рисков – получить не вполне здорового ребенка из-за нарушения суррогатной мамой условий контракта. Например, если она во время беременности употребляет алкоголь, курит и тому подобное. Но пары, которые к нам обращаются, чаще всего имеют какие-то проблемы со здоровьем. И их ребенок тоже может быть нездоров. Хотя мы проводим предварительное генетическое тестирование, если это необходимо. И выбираем здоровые эмбрионы для переноса. Но и такая проблема тоже может возникнуть. Как и вопросы психологического характера. Хотя я могу сказать, что за мою десятилетнюю практику был только один случай, когда суррогатная мама не хотела отдавать ребенка, и то – с целью увеличить гонорар. Но чтобы суррогатная мама не хотела расставаться с малышом – мне такие случаи не встречались».
4. Что происходит, если ребенок рождается нездоровым?
Евгений Ковтуненко, юрист: «Все зависит от того, кто является посредником при подписании договора. Если это какие-то частные структуры, то в контракте это может быть прописано, а может – и нет. Если человек обращается в известную клинику, там все предусмотрено. И этот момент предварительно оговаривается. К сожалению, практика показывает, что от ребенка с проблемами со здоровьем чаще всего хотят отказаться, потому что люди не желают брать на себя такую ответственность. Это вопрос не только юридический, но и психологический. Но по контракту они должны забрать ребенка, растить и воспитывать, потому что генетически – это их сын или дочь».
Наталья Владыкина, врач-репродуктолог: «Если это происходит не по вине суррогатной матери, она получает свой гонорар так же, как было указано в договоре. Но на самом деле определить, что с ребенком что-то не так, крайне редко можно уже в родзале. За время беременности женщина проходит полное обследование, если нужно – делаем дополнительные генетические обследования. И диагноз мы узнаем еще во время беременности. У нас был случай, когда до родов у ребенка выявляли порок сердца. Родители сначала были в шоке, не знали, что делать. Но потом договорились с клиникой во Франции, где малыша прооперировали сразу после рождения».
5. Генетики утверждают, что альтернативы суррогатному материнству сегодня не существует. Так ли это?
Ольга Фреймут, телеведущая: «Кожна п’ята пара в Україні – безплідна. Я не розумію, чому б такому подружжю не взяти і не усиновити дитину-сироту? У світі є країни, де дитячих будинків не існує взагалі! В Європі, якщо батьки дитини, наприклад, загинули в аварії, вже стоїть черга людей на всиновлення цього маляти… Чому в нас немає такої традиції – брати діток із дитячих будинків? Вони так чекають на своїх батьків!»
По данным экспертов программы, в Украине шанс обрести семью имеют около 13% детей, которые потеряли родителей. Из них 25% усыновляют иностранцы. Ведущие проекта «Роман с Ольгой» – Роман Кадемин и Ольга Фреймут – просят украинцев подумать о детях, которые уже сегодня ждут своих мам и пап.
«Я хотел бы обратиться к мужчинам, – говорит Роман Кадемин. – Героиня нашей программы, суррогатная мама, пришла в студию не одна, а со своим супругом. На мой взгляд, мужчина не должен в принципе допустить, чтобы его женщина из-за бедности стала суррогатной мамой! Дорогие мужчины, работайте, зарабатывайте, дарите любовь и счастье своим женам. Чтобы ни одной из них не пришлось ради денег решаться на такой непростой шаг».
Выпуск программы «Роман с Ольгой» о суррогатном материнстве можно увидеть ПРЯМО ЗДЕ