ТОП-10 самых эффективных игрушек для развития, которые понадобятся в первый год ребенку

ТОП-10 самых эффективных игрушек для развития, которые понадобятся в первый год ребенку
istockphoto.com

Читайте также Игрушки для ребенка до года своими руками: слингобусы и гусеничка

Многие слышали от логопедов выражение «речь на кончиках пальцев». Что это значит? Умение разговаривать и воспринимать чужие слова — не врожденное. Чтобы освоить его, малышу еще нужно развиться, дорасти до него. Зоны коры головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук, расположены рядом. 
Развивая пальчики, обучая тонким и точным движениям, мы готовим ребенка к более сложной деятельности — звукопроизношению, складыванию звуков в слоги, слова.  
И здесь неоценимую помощь нам окажут игрушки первого года — занимательные вещицы, которые, способствуя развитию мелкой и общей моторики, стимулирует лепет, гуление, речь, а также интеллектуальное развитие ребенка.

ТОП-10 самых эффективных игрушек для развития ребенка до года

Вот великолепная десятка, которая потребуется малышу в первый год жизни

  1. Погремушка
  2. Мобиль
  3. Прорезывали для зубов
  4. Текстильные погремушки
  5. Неваляшки
  6. Развивающие коврики
  7. Текстильные мешочки
  8. Движущиеся игрушки
  9. Пирамидки
  10. Рамки-вкладыши

От рождения до 1 месяца

Основным средством развития пока будет простейшая погремушка. Подберите игрушку с негромким и нерезким звуком. Иногда держите ее около своего лица, когда говорите с малышом, эмоционально обращайте внимание на звук: «Ух ты, как звонко! Динь-динь, вот здорово!» Игру с погремушкой чередуйте с паузами, иногда просто говорите что-то. 
Постепенно отдаляйте погремушку, меняя сторону направленности звука (то слева, то справа от ребенка, то дальше, то ближе). Когда малыш будет следить за направлением звука, возьмите его ручку и погладьте погремушку правой и левой рукой. Все это будет отличной тренировкой и слухового аппарата, и моторики рук. 

1-2 месяца

Малыш пытается поднять голову, тянет руки, но движения еще слабые и плохо скоординированные. Закрепите над кроваткой подвесные игрушки. Это может быть мобиль с музыкой, несколько погремушек. Начиная игру, закрывайте погремушки, помогая крохе концентрировать внимание то на одной, то на другой. Его ручкой слегка дотроньтесь до погремушки. Меняйте положение игрушки относительно ребенка: правее, левее.

Не устанавливайте их слишком близко к лицу крохи и убирайте после игры. К 3 месяцам он научится удерживать пойманную игрушку, хотя движения по-прежнему неуверенные. Обращайте внимание на первые звуки, которые он издает. Радуйтесь, хвалите!

ТОП-10 самых эффективных игрушек для развития, которые понадобятся в первый год ребенку / istockphoto.com

Читайте также Игрушки для ребенка до года своими руками: лоскутный мячик амиши

3-4 месяца

Малыш уже может переворачиваться с боку на бок, лежать на животе, протягивать руки по направлению ко взрослым и к предметам. Развивается лепет: «агу-гу, ба-ба-ба…». Часто дети пытаются произнести звуки, держа руки во рту — это необходимо для речевого развития. Первое знакомство со свойствами предметов происходит при помощи губ и языка: малыш отправляет игрушку в рот и тем самым формирует впечатления, слушает звуки. Он может пытаться их повторить, но это действие происходит неосознанно. Особенно важно сейчас подбадривать ребенка, искренне радуясь его попыткам «звучать».

В арсенале появляются прорезыватели для зубов. Поднесите яркий прорезыватель, — ребенок протянет к нему руки и попытается отправить его себе в рот. Еще один положите неподалеку, когда выкладываете малыша на пол или на большую кровать. Пускай тянется!

Погремушек становится больше, и их форма меняется. Полезно использовать текстильные погремушки с различными звуками. Называйте их: «Это машинка, а вот — домик». Покажите, как такую игрушку можно сжать в руке, надавить пальчиком, сложить — пускай получает новые тактильные ощущения. 
Можно поглаживать погремушкой ладони и стопы, приговаривая:  «Ладушки-ладушки! Где были? — У бабушки!»

5 месяцев

Ребенок активно двигает ногами и руками, хорошо переворачивается, приподнимается на руки, пытается ползти. Появляются гласные звуки, произносимые нараспев, некоторые согласные. Все чаще малыш пристально следит за артикуляцией взрослых, при этом неосознанно приоткрывая рот. 
К уже имеющимся игрушкам добавляются неваляшки (небольшие, около 30 см), развивающие коврики, говорящие книги. 

При выборе книжек не гонитесь за сложностью: достаточно простых вариантов, где картинку сопровождает звук (корова — мычание), или с короткими песенками-стихами. Вместе с малышом проинспектируйте развивающий коврик, покажите, где шуршит, за что можно потянуть. Помогайте активно исследовать коврик.

6-9 месяцев

Ваш малыш пытается привстать на четвереньки, затем начинает ползать, пытается привстать и тянется за предметами.

  • В кроватке можно сменить игрушки на прищепках, чтобы было удобнее их ловить, тянуться и, в дальнейшем, вставать.
  • Для игры на полу используйте несколько ковриков, меняя их раз в день (утром один вариант, вечером другой). Разнообразить коврик можно, сменяя подвесные элементы: погремушки, прорезыватели, ленточки. Называйте каждую новинку. Когда малыш научится ползать, сделайте несколько текстильных мешочков с игрушками (можно сложить уже неваляшки и небольшие книжки). Интересно и ощупывать, и доставать из мешочка.

С 9 месяцев до 1 года

Ребенок хорошо ползает, учится стоять, а затем и ходит. В речи появляются первые слова. Игровой материал становится разнообразнее.

  • Движущиеся игрушки (гусеницы, машинки) Выбирайте безопасные для грызущих детей: в этом возрасте они по-прежнему многое пробуют на вкус, так как продолжают осваивать мир через вкусовые рецепторы, хотя зрительный образ привлекает все чаще. Покатайте игрушку в поле зрения ребенка. Когда заметите интерес, возьмите ручку малыша и толкайте ей. Подбадривайте, радуйтесь. Используйте звукоподражание «ж-ж-ж», «би-би».
  • Пирамидки Лучше начать с пирамидок не более 25–30 см высотой, состоящих из 4–5 элементов. Небольшая игрушка будет хорошо видна малышу целиком и не напугает, если упадет. И колец на начальном этапе много не нужно. Постепенно увеличивайте размер и число элементов.
  • Рамки-вкладыши Используйте мягкие, такие, чтобы малыш мог самостоятельно извлечь предмет. Выбирайте варианты с крупными деталями, с четкими контурами и яркими цветами. Когда ребенок играет, проговаривайте вслух, что он делает.
  • Резиновые игрушки Развивать речь можно и во время купания в ванной! Для этих целей хорошо подходят игрушки, которые легко назвать, используя звукоподражание (кошка — «мяу», уточка — «кря-кря», поезд – «ту-ту».) 

Также вам полезно будет узнать: что делать, если ребенок отбирает игрушки у детей

 


Облако тегов