Жевание пищи и развитие речи: как твердая пища развивает речевой аппарат ребенка до года
Знали ли вы, что умение жевать ребенком твердую пищу сказывается на развитии речи? И если ребенок не умеет жевать пищу к году, а в 3-4 года отказывается есть твердую еду, не перемолотую блендером, это может плохо сказаться на развитии речи.
Как влияет жевание твердой пищи на речь? Чем чревато постоянное использование блендера при приготовлении еды малышу? И когда лучше вводить прикорм ребенку, чтобы это не сказалось на его речи?
Как влияет жевание твердой пищи на развитие речи?
Проследить связь, казалось бы, настолько несвязанных между собой вещей достаточно просто. Жевание пищи ребенком, еще до того, как он научился говорить, развивает артикуляционный аппарат малыша. Это своего рода «тренажер» перед процессом говорения. Во время жевания развиваются и получают нагрузку мышцы языка, это будет влиять на правильное произношение звуков в дальнейшем.
Как происходит обучение жеванию у ребенка?
Рекомендации Всемирной организации здравоохранения, говорят, что первые рефлекторные жевательные движения появляются у ребенка примерно в возрасте 4-5 месяцев. К полугоду ребенок готов учиться жевать. Затягивать с введением прикорма в этот момент не желательно. Если родители не подкрепляют рефлекс, он угасает и тогда могут возникнуть проблемы. Примерно в 7-12 месяцев у малыша развиваются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком еды к зубам. В этом возрасте ребенок уже может есть каши, рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок может есть пищу с семейного стола.
Какие есть варианты введения прикорма:
педиатрический – когда постепенно предлагают малышу пищу, согласно рекомендаций доктора;
педагогический – интересные малышу продукты дают маленькими дозами.
Как научить ребенка жевать, чтобы не было проблем с речью?
- Некоторые мамы советуют давать баранку или кусочки яблока сразу, как ввели малышу прикорм. Только это может быть опасно для ребенка, он может откусить большой кусок. Поэтому используйте на первых порах ниблер. Это такое устройство с сеточкой, чем-то похожее на соску, в эту сеточку кладут порезанные фрукты, овощи, и ребенок их «жует». По мере «жевания», он откусывает маленькие кусочки. Ниблер препятствует тому, что ребенок подавится. При этом навыки жевания вырабатываются. Когда будете уверены, что ребенок хорошо жует, то можете предложить целый фрукт.
- Предлагайте ребенку чашку и ложку как можно раньше. Учите его пить не с поильника, а с чашки, тогда ему придется совершать новые движения губами, языком, которые будут развивать артикуляционный аппарат.
- Чем старше ребенок, тем более разнообразную пищу ему предлагайте.
- Постепенно переходите от перемолотой еды блендером, к размятой вилочкой. С каждым разом кусочки в блюде должны становиться больше.
Так вы научите ребенка жевать, потом меньше будет проблем с глотанием, а также разовьете ему артикуляционный аппарат.
Если ребенок долго не учится жевать и не умеет глотать нормальную пищу, то лучше проконсультируйтесь с невропатологом.
Вам также будет интересно узнать что должен уметь ребенок в 1 год: главные признаки правильного развития.
Источник фото в тексте: istockphoto.com