8 занимательных фактов о сексе в Средневековье
Известно, что Средние века – период смуты, охоты на ведьм и всяких неприятностей, вроде бубонной чумы. А вот о сексуальных привычках и традициях того времени, информации немного. Мы знаем, что из-за влияния католической церкви секс в то время был строго регламентирован. Хотя судя по тому, что человечество с тех пор не прекратило свое существование, секс в те времена все-таки был. Но узнать каким именно, нам не удастся не из учебников истории, не из художественных фильмов вроде «Игры престолов». В первом случае, о сексе ничего не пишут, во втором его более чем достаточно, но как-то не совсем реалистично.
Проституция в законе. Бордели существовали во всех крупных городах Европы. Церковь хоть и не одобряла этого, но, скрипя зубами, терпела, поскольку потребность в сексе у мужчин есть во все времена и запрет на куртизанок мог бы привести к насилию, отношениям вне брака, распутству с респектабельными и уважаемыми в обществе дамами или, упаси Господи, гомосексуализму.
При этом жрицы любви занимали самую низшую социальную ступень, обязаны были одеваться в наряды определенного цвета и покроя и проживать в специально отведенных для них районах города. Также они не могли рассчитывать на судебную защиту и хоть сколько-нибудь уважительное отношение в обществе.
Неспособность выполнить супружеский долг – повод для развода. Расторгнуть брак в Средние века было очень сложно. Дать такое разрешение могла только церковь, да и то в особых случаях. При этом секс был тесно связан с продолжением рода. Делать это для удовольствия женщинам, собственно, не полагалось. А женское бесплодие или мужская импотенция были поводом для судебного разбирательства и расторжения брака в дальнейшем. Пользовались этим и мужчины, которые хотели уйти от опостылевшей половины.
Желающий развестись мог объявить себя импотентом и потом на суде должен был доказать этот факт. Самое известное подобное судебное разбирательство произошло в 1198 году с участием короля Франции Филиппа II и его второй женой Ингеборг, дочерью датского короля Вальдемара I. Сложно представить, насколько мужчина (да еще и король!) должен был возненавидеть свою жену, чтобы оговорить себя и доказывать суду, что их брак нельзя считать действительным, поскольку он страдает «временной импотенцией».
Женщины использовали контрацептивы. Презервативов в те времена, как вы понимаете, еще не существовало, а проблема нежелательной беременности считалась исключительно женской. И хотя использование контрацептивов категорически осуждалось церковью и замужние женщины прибегали к ним не так часто в связи с высокой младенческой смертностью, тем не менее существовали народные методы контрацепции, которые женщины передавали друг другу по строжайшему секрету.
Например, чтобы избежать беременности, женщины помещали себе во влагалище кусочек лимона, что нарушало кислотность и снижало жизнеспособность сперматозоидов. Таким же образом использовали скатанную в комочек паутину. Но поскольку надежность этих способов была не так уж высока, дамы часто обращались к бабкам-повитухам за отварами для срыва нежелательной беременности. Обычно для таких целей использовались средства из листьев и цветов руты и корней лилии.
Бытовало мнение, что акушерки принуждают женщин к сексу с дьяволом. Объявить женщину ведьмой особого повода в те времена не требовалось. А уж если она промышляла родовспоможением, то и подавно.
Инквизитор Генрих Крамер, который написал самый известный трактат о борьбе колдовством «Молот ведьм» даже обвинял акушерок в том, что они обманом заставляют молодых женщин вступать в половой акт с самим нечистым, а потом используют некрещенных младенцев, рожденных от этого соития, в своих ведьмовских целях.
За гомосексуализм могли изувечить и даже сжечь на костре. Историки неоднократно находили упоминания о мужском гомосексуализме в эпоху средневековья. О женском – упоминаний практически не существует. Однополая любовь считалась страшным грехом, который заслуживает соответствующего наказания.
Один из немногих средневековых законов, направленных конкретно против лесбиянства, изложен во французском трактате середины XIII века «Li Livres de jostice et de plet» («Книга о судах и справедливости»). В нём предусмотрено наказание за женский гомосексуализм наравне с мужским: в случае первого и второго раза – физические увечья, на третий – сожжение.
Романтика могла существовать только вне брака. В Средние века браки заключались преимущественно по расчету и к любви никакого отношения не имели. Однако в литературе появилось такое романтическое направление как «куртуазная любовь», которое воспевало любовь рыцаря к замужней даме. В эпоху Средневековья эта литературная концепция называлась «красивой любовью». Она возникла из поэзии трубадуров XI века, вышедших из французских провинций Аквитании и Шампани. Их произведения воспевали внебрачные отношения между рыцарями и дамами.
Адюльтеры поощрялись только между аристократами, рыцари были благородны, а дамы прекрасны, а незаконность тайных встреч только разжигала страсть. Вот это и считалось истинной романтикой.
Миссионерская поза. Поскольку секс был признан исключительно как средство продолжения рода, а удовольствие от него считалось греховным «побочным эффектом», подходящей позой была только миссионерская. А если женщина издавала при сексе какие-то звуки, она немедленно считалась развратной. Поза догги-стайл приравнивала человека у животным и категорически запрещалась, а об оральных или анальных ласках речь и вовсе не шла. Все это было страшным грехом.
К XIII столетию церковь немножко пересмотрела свои взгляды на супружескую близость и с зубовным скрежетом разрешила еще 4 позы. Их перечислил по нисходящей (от наиболее к наименее естественной) в своем трактате священник Альбертус Магнус. Это были такие позы: миссионерская, на боку, сидя, стоя и сзади. Священник назвал все остальные позы кроме миссионерской «сомнительными», но «не смертельно греховными».
Покаяния за каждый конкретный сексуальный грех. Чтобы очиститься от греха, нужно было исповедоваться и хорошенько покаяться. И делать это нужно было правильно. Поэтому существовало множество «покаянных трактатов» – книг с подробным описанием покаяния за каждый конкретный грех. Священники после исповеди записывали каждый совершённый грех и наложенную за него епитимью.
Неудивительно, что в записях сохранилось немало грехов, связанных с сексом. Одним из самых влиятельных сборников был труд «Liber Penitentialis» («Публичные покаяния») Феодора из Тарсуса, архиепископа Кентерберийского. Согласно этому своду правил, если мужчина согрешил с другим мужчиной или животным, ему следовало каяться в течение десяти лет.
Женщинам за блуд с другой женщиной надлежало каяться три года. За онанизм мужчины должны были на протяжении четырёх дней воздерживаться от мяса, в то время как наказание для женщин длилось в течение целого года. Извержение семени в рот было худшим из зол и требовало покаяния в течение всей оставшейся жизни. Нескучной вам ночи!