ТОП-19 упражнений для профилактики плоскостопия на пляже
Читайте также Плоскостопие у детей: как справиться с коварным недугом
Малыш пробежал босиком по песочку и оставил цепочку следов. Из 10 деток в возрасте до 6 лет, оставивших свой след на пляже, у 7–8 он будет широковатым и недостаточно глубоким. Так бывает при плоскостопии – деформации стопы, характеризующейся уплощением ее сводов. Это одна из самых распространенных проблем не только в детской ортопедии, он и в педиатрии в целом!
На нее указывает повторяющаяся жалоба малыша: «Ножки болят!» Мамы считают, что он все выдумывает, а ведь такая боль – косвенный признак плоскостопия!
Пляжный тест
Проверить малыша на плоскостопие между делом можно на пляже или в песочнице.
- Разровняйте песок так, чтобы получился прямоугольник размером с лист бумаги формата А4.
- Возьмите малыша под мышки и поставьте на подготовленный вами участок, проследив, чтобы тот одновременно наступил на песок обеими стопами. Ножки малыша должны стоять вместе, спинка – прямая!
- Очень важно, чтобы нагрузка на стопы распределялась равномерно: именно поэтому вариант, когда ребенок сам шагает в центр прямоугольника, не подходит – ведь при этом он переносит вес тела сначала на одну стопу, а потом приставляет к ней другую. В результате след от ведущей (обычно правой) ноги бывает глубже и шире, он как бы имитирует плоскостопие, а вторая стопа даже при его наличии выглядит нормальной.
- Снимите ваше чадо с песка таким же образом, каким и поместили его туда, – приподняв за подмышки, и проанализируйте отпечаток. Для этого…
1. Кончиком указательного пальца проведите 2 прямые линии: первая должна пройти по внутренней стороне каждого следа, соединяя верхний и нижний край выемки, образованной основанием пальцев и пяткой.
2. Перпендикулярно к этой линии проведите другую так, чтобы она пересекала выпуклость, соответствующую оттиску свода стопы, в самом глубоком месте.
Если след самой узкой части стопы занимает…
- не больше трети длины проведенного вами перпендикуляра, значит, у малыша все в порядке!
- половину – это плоскостопие.
- меньше трети – полая стопа.
Аналогичный тест можно провести и в домашних условиях, используя вместо песка лист бумаги. При этом стопы малыша нужно смазать детским кремом или свекольным соком, чтобы следы было видно.
Читайте также Почему ребенок косолапит: когда бежать к ортопеду
Гимнастика для стоп на песке
Ежедневно выполняйте с малышом специальный комплекс, разработанный ортопедами для укрепления свода стопы. Делать зарядку для ножек можно в любое время дня, но лучше утром, повторяя каждое упражнение 3–4 раза.
Лежа на спине
1. Пусть ребенок вытянет руки вдоль туловища и выпрямит ножки, а затем сгибает и разгибает пальчики.
2. Попросите его представить, что вместо больших пальцев ног у него по карандашу: пусть нарисовать ими круг, вращая стопами внутрь. Сначала левой и правой по отдельности, а потом обеими вместе, если получится.
3. Дайте в ноги мячик (лучше специально сшитый набивной) – пусть возьмет обеими стопами и попробует опускать и поднимать его!
Лежа на животе
4. Ручки вдоль туловища ладонями вниз, ножки вместе. Нужно по очереди медленно приподнимать то правую, то левую. Подъем – вдох, возвращение в исходное положение – выдох.
Когда ребенок освоит упражнение, усложните его – пусть одновременно с нодками приподнимает голову и грудь, опираясь на живот и выгибаясь в пояснице.
Сидя на стуле
5. Ножки на ширине стопы, ладони на коленях. Приподнимаем носки стоп, сгибая пальцы, а затем опускаем, разгибая их.
6. Становимся на пятки, отрывая от пола носки, а потом опускаемся на носки, приподнимая пятки.
7. Вращаем стопами, как в упражнении 2.
8. А теперь попросите ребенка как можно сильнее выгибать своды стоп, не отрывая от пола пальцев и пяток.
9. Пусть скрестит ножки на уровне лодыжек и поставит стопы на наружные края, прижимая их к полу, и с усилием приподнимает внутренние.
10. Стопы вместе, а между коленками нужно вставить маленький мячик. Приподнимаем внутренние края стоп, сильно прижимая наружные к полу.
Сидя на коврике
11. Ножки вытянуты параллельно друг другу. Подтягиваем к себе носочки, одновременно поворачивая стопы наружу движением голени.
12. Пусть ребенок упрется в пол ручками, зажмет мяч между стоп и постарается поднять его как можно выше прямыми ножками.
Стоя
13. Ручки вдоль туловища, ножки на ширине плеч. Поднимаемся и опускаемся на носочки.
14. Зажимаем между голенями мячик размером с футбольный или чуть меньше и пытаемся пройти по комнате, не уронив его.
15. Положите на пол палочку. Пусть малыш заложит ручки за голову и пройдет по палочке боком – так, чтобы она находилась между его пяточками и носочками.
16. Бросьте на пол платочек: его нужно поднять пальчиками сначала одной, а потом другой полусогнутой в колене ноги (4–6 раз).
17. Малыш захватывает платочек одной ногой и удерживает его на весу, прыгая на цыпочках на второй ножке. После этого ноги меняются.
18. Пусть малыш согнет ножку в колене, поставит на мячик и вращает его. А потом сделает все то же самое другой ногой.
19. В конце нужно походить попеременно на носочках и пяточках.
Не просто обувь
Детская обувь должна быть из натуральных «дышащих» материалов, с невысоким широким каблучком и твердым задником, на полужесткой подошве, без грубых швов внутри и обязательно по размеру, а не на вырост или наоборот – ставшие маленькими.
Проверить, не вырос ли ребенок из обуви, просто: его большой пальчик не должен упираться в носок, а по ширине ботинку положено соответствовать детской стопе почти впритык.
Также вам интересно будет прочитать: как правильно выбирать детскую обувь