Суперметодика-психогимнастика для подготовки первоклассника к школе
Читайте также Обзор книги Игры для начинающих мам: советы для родителей
Психогимнастика помогает легче адаптироваться в коллективе, избавиться от страхов и напряжения, учит разбираться в своих и чужих чувствах, контролировать себя, а также развивает воображение.
Психогимнастика по своей сути – игра. Она включает в себя ритмику, пантомиму и коллективные игры. И хотя в основном используется бессловесный материал, некоторые специалисты поощряют вербальное выражение своих чувств. Ведь так ребенку будет легче в них разобраться.
Разминка
Развивает внимание и помогает ребенку ощутить себя частью коллектива.
В первую очередь можно обратить внимание детей на звуки или предметы в помещении. Что это за звук? Какой предмет в комнате самый большой? Какие предметы в этой комнате черного цвета? Можно закрыть глазки и поиграть в тактильные игры «Кто к тебе прикоснулся?» или «Угадай, что это за предмет».
Что на картине?
Детям предлагается в течение 30 секунд рассмотреть какую-нибудь картину с множеством элементов. Потом картину убираем, а дети по памяти называют то, что на ней было изображено.
Четыре стихии
Запрещенное движение
Эту игру можно назвать зарядкой, только вот одно из движений, которые будет показывать взрослый, повторять нельзя. Например, поднимать руки вверх. Играть в эту игру можно и разбившись на пары. Как только кто-то ошибается – меняемся ролями. Игру можно сопровождать стихами.
Ребятам постарше можно предложить «гимнастику с запаздыванием», когда все повторяют какое-то сложное движение ведущего, но пропускают первый элемент. Или «передача ритма по кругу» – когда ведущий хлопает в ладоши, задавая ритм, и все повторяют. Это упражнение можно усложнять, подключая другие части тела: например, хлопать, топать и качать головой в нужном ритме.
Пантомима
Бессловесное общение с целью сблизить детей, показать им, что такое взаимопомощь и взаимопонимание. В этом помогут простейшие сценки. Например: разойтись на узком мостике, успокоить обиженного, договориться о чем-то жестами и так далее.
Зайки и слоники
Самое простое и веселое упражнение для малышей – изображение животных. К примеру, зайчиков и слоников. Сначала все – трусливые зайчишки, которые дрожат, оглядываются по сторонам, прижимают ушки. А когда слышат чьи-то шаги – сразу убегают. Потом все становятся большими и смелыми слонами, которые гордо и уверенно топают по комнате и никого не боятся.
Фрукты и овощи
Делаем вид, что взрыхляем, засеваем и поливаем поле. Каждый ребенок будет каким-то фруктом или овощем. Он должен изобразить, как он будет расти. Маленьким «помидорчикам» и «арбузикам» понравится!
Мыльные пузыри
Делаем вид, что выдуваем мыльные пузыри, а дети «летают» по комнате, изображая их. Когда звучит команда «Лопнули!» – все ложатся на пол. Меняйтесь ролями: это создаст веселую непринужденную обстановку – что нам и надо.
Начиная с пяти лет, упражнения на пантомиму можно задавать ситуацией. Например: «Я иду по горячему песку» или «Я спешу в детский сад», или «Я сижу в кресле зубного врача». Можно предложить ребенку изобразить какого-нибудь сказочного героя или просто какой-то характер: плаксу или драчуна. Остальные должны угадать, кого он показывает.
Всегда хорошо взять какую-нибудь сказку и разыграть ее. Родитель медленно читает какое-нибудь произведение (сказку, басню или рассказ), а дети изображают все, что слышат. Можно «оживлять» не только хорошо знакомые детям истории, но и новые. И даже совместить приятное с полезным – брать задания из школьного учебника. После такой игры ребенок обязательно запомнит смысл произведения, заданного на дом или на летние каникулы.
Передача по кругу
Все становятся в круг, а ведущий делает вид, что передает рядом стоящему ребенку какой-то хрупкий (или очень тяжелый) предмет. Тот должен передать его своему соседу и так далее по кругу, пока «предмет» не вернется к ведущему.
Поводырь
Зеркало
Скульптор
Кто-то будет скульптором, все остальные – глиной. «Скульптор» лепит композицию из «глины» – расставляет всех в том порядке и в тех позах, как ему нравится. Под конец вместе придумываем шедевру название.
Испорченный телефон
В отличие от игры, где на ухо шепчут слово, в данном случае изображают эмоции. Все участники, кроме ведущего и первого в цепочке ребенка, закрывают глаза. Ведущий мимикой и жестами демонстрирует ребенку какую-нибудь эмоцию. Ребенок поворачивается к рядом стоящему участнику, хлопает его по плечу, чтобы тот открыл глаза, и так же, без слов, передает ему увиденную эмоцию. Второй участник изображает эту эмоцию для третьего игрока и так до последнего в цепочке, который должен назвать эмоцию, загаданную ведущим.
Горячая картошка
Все участники выстраиваются в круг и быстро, словно боясь обжечься, под музыку передают друг другу мяч. Музыка обрывается – и кто оказался в этот момент с мячом, становится в центр круга. Играем до тех пор, пока бросать «горячую картошку» будет некому.
Сова
Выбираем ведущего и Сову. Сова спит в углу в своем гнезде. Когда ведущий говорит: «День!» – дети весело танцуют. Когда ведущий говорит «Ночь!» – все игроки должны замереть, а Сова вылетает из гнезда и кружится вокруг своей «добычи». Кто первый шевельнется или рассмеется – становится Совой.
Ручеек
Участники разбиваются на пары, встают в две колонны, берутся за руки и поднимают их над головой. Получится своего рода тоннель. Один человек без пары (ведущий) входит в этот живой коридор и выбирает себе пару, разбивая одну из «старых». Новая пара становится впереди, а тот, кто пары лишился, становится ведущим. Играть лучше под музыку: чем веселей музыка, тем быстрей течет «ручеек».
Под конец потренируемся пообщаться с помощью слов!
Волшебники
Все участники превращаются в волшебников и могут исполнить любое желание – только не свое, а другого человека. Пусть каждый «волшебник» подарит другу то, чего тому, на его взгляд, не хватает. Например: «Я хочу подарить Мише храбрость, чтобы он был смелее!». Главное – чтобы подарок был от души.
Общение, коммуникабельность и жизнелюбие - это те навыки, которые помогут ребенку переступить порог школы без боязни, найти себе добрых и близких по духу людей и без труда осваивать полученные знания. Не бойтесь обсуждать с ребенком чувства, позвольте ему их свободно выражать, учите его не бояться новых людей, знакомиться и общаться, а если плохо получается – психогимнастика вам в помощь!
Также вам интересно будет прочитать: 16 признаков психического и эмоционального здоровья