Нужно ли обучать ребенка рукоделию: аргументы за и против
Когда говорят, что ребенка (чаще девочек) с малых лет следует приучать к рукоделию, чаще всего имеется в виду обучение шитью или вязанию, поскольку это считается наиболее полезным видом рукоделия. А, вообще, нужны ли эти навыки современной женщине? Разумеется, потому что открывают широкие возможности одевать себя и семью так, как хочется и при этом существенно сэкономить на гардеробе, особенно, детском.
Кроме того, умение шить или вязать вполне может стать и дополнительным доходом в семейный бюджет. Впрочем, это далеко не все аргументы «за», но и их достаточно. «Против» гораздо меньше. Но каждую ли девочку (девушку, женщину) можно этому научить? Почему, даже пройдя обязательные уроки домоводства в школе, одни с продолжают рукодельничать с наслаждением, а другие забывают о них сразу и навсегда? Понять нужно следующее:
Во всем виноват характер. Шьют-вяжут только люди с определенным складом характера и наклонностями. Даже маленькие девочки делятся на тех, кто играет с готовой одетой куколкой, и тех, кто мигом отрезает для новой кукольной юбки кусок первой же приглянувшейся ткани. И потом, подрастая, одни разглядывают журналы и в голове у них вопрос о цене, а другие размышляют, «как сшить». Некоторые журналы мод, кстати, этот феномен учитывают и дают параллельно с инструкциями по шитью цены аналогичных готовых моделей. Так вот, первую категорию обучать бесполезно. Это не хорошо и не плохо, просто это факт, и все тут. А вторую, бывает, и обучать не надо – глядишь, они к 15 годам уже заказы принимают от одноклассниц.
Учить надо правильно. Очень важно соблюсти баланс между требовательностью и удовольствием. Нельзя девчонку заставлять бесконечно тренироваться на бросовых тряпочках, отрабатывая навыки. Это скучно и превращается в обязаловку. Надо позволить уже первые маленькие умения применить на практике. Та же юбочка для куклы подогреет интерес и тогда будет стимул двигаться дальше. С другой стороны, закрыть глаза можно только на мелкие недостатки и огрехи. Заметные ошибки нужно исправлять, даже если приходится переделывать работу несколько раз. Иначе «самопального» вида готовых вещей не избежать.
Харизма учителя. Как и в любом другом деле, огромное значение имеет личность педагога. Если та же учительница домоводства действительно хочет научить шитью, то уж точно придумает, что сшить вместо пресловутого ситцевого халата. Ну, кто его носит сейчас, кому он нужен? Точно не девочкам-подросткам.
Генетическая память. Есть мнение, что способности к рукоделию передаются через поколение. То есть, не от матери к дочери, а от бабушки к внучке. Утверждение, конечно, спорное. Но если рассуждать логически… Мама обшивает дочку, зачем той напрягаться и учиться шитью? Возможно, это правильное объяснение. А, может быть, и нет. Как ни странно, оглядевшись вокруг, действительно по своим знакомым видишь – это так.