Воспитание ребенка по законам циклов развития: от 7 до 14 лет
Первую часть материала «Воспитание ребенка по законам циклов развития: от 0 до 7 лет» читайте здесь.
Второй цикл 7-14 лет. Время рождения личности, «Я». Условно этот важнейший жизненный цикл можно назвать «стажировкой» или «прилежным учеником». Задача этого этапа – накопить индивидуальный опыт и развить силу воли. А главное слово этого цикла «индивидуализм».
Защитный материнский кокон расширяется и ключевая роль матери постепенно переходит к отцу. Ребенок начинает отделять себя от окружающего мира и логически мыслить. Теперь он говорит о себе в первом лице, а вместо привычных вопросов вы все чаще будете слышать рассуждения и возражения. Детская психика начинает активно трудиться над тем, чтобы вписаться в окружающий материальный мир и проверить его на прочность.
С 7 до 14 лет ребенок ведет непрекращающийся активный диалог с внешним миром. Мир ему отвечает языком книг, телевидения, интернета, школы, семьи, ровесников. В результате этого диалога формируется внутренняя система норм и правил взаимодействия с окружающими, которая останется с человеком на всю жизнь. Задача родителей на этом этапе – подготовить качественную информацию для усвоения знаний и правил этого мира и общества. Подбор книг и фильмов с реальными и поучительными жизненными ситуациями, обучающих и развивающих занятий, кружков, помощь в выборе хобби, дозирование времени в интернете и собственный пример – все это фундамент для социального поведения вашего ребенка в будущей жизни.
Это возраст кумиров, примеров для подражания и наставников. Не упустите его! Постарайтесь деликатно и ненавязчиво сформировать круг общения ребенка. Ни в коем случае не изолируйте его от сверстников.
Волшебное время, когда в ваших силах заложить правильные ценностные ориентиры для будущей жизни: как оценивать ситуацию, находить выход, принимать решения, делать выбор, противостоять мнению толпы, защищаться и быть великодушным. Залог успеха – глубокое взаимное доверие: тот, кто знает больше – авторитет, а тот, кто знает меньше - к нему прислушивается и следует советам. В вашем арсенале – накопленная мудрость человечества: сказки, притчи, литература, кинематограф, семейные истории, личный пример. Не прибегайте к показательным наказаниям или поощрениям, вашу модель ребенок возьмет с собой во взрослую жизнь.
Увлечения и занятия ребенка в этом возрасте непостоянны и часто меняются. Многие дети, начав заниматься чем-то, скоро теряют интерес и переключаются, увлекаются чем-то еще. Это не говорит о непостоянстве как черте характера ребенка. Искать и пробовать – нормальный процесс в этом возрастном цикле. И зачастую дети, у которых была возможность выбирать и проявлять себя в различных занятиях, находят любимое хобби, которое радует и остается с ними на долгие годы. А иногда становится профессией, делом всей жизни.
Также в этом «семилетье» закладывается модель взаимодействия человека с материальными ценностями и отношение к деньгам. Открывающийся мир материальных вещей вызывает желание владеть чем-то своим. Например, коллекционировать. Для родителей - это именно то время, когда необходимо учить обращаться с вещами и деньгами. Передайте ребенку вашу жизненную мудрость и помните, дети делают не так, как вы им говорите, а так, как вы делаете. Бережливость, аккуратность, чувство меры, разумное распоряжение имуществом и финансами – эти и многие другие полезные качества, связанные с имуществом и деньгами, прививаются в период второго семилетнего цикла.
На языке соционики, в психоинформационной структуре ребенка идет интенсивная работа по наполнению суперблока индивидуальной жизнедеятельности: одновременно взаимодействуют 4 функции психики: индивидуальные программы, индивидуальные инструменты, индивидуальный опыт и индивидуальные нормы.
Удивительно, но в возрасте, когда мнение сверстников решает все, когда личность испытывает ощутимое оценочное давление толпы, ребенок остается индивидуалистом: он взаимодействует с внешней средой через призму своих личных желаний и потребностей. Он ощущает себя центром мира, который создан для удовлетворения его потребностей – примерно до 14 лет. Это ощущение окрыляет, дает ни с чем не сравнимое чувство радости жизни: пробуждаются основные энергетические силы организма. Если затормаживания, «застревания» на предыдущем этапе нет, и развитие идет «по плану», заложенному мудрой природой, ребенок становится физически активным и интеллектуально любознательным.
И вот тут для ответственного родителя наступает время сыграть свою самую важную скрипку в воспитании. Удовлетворение растущего эмоционального и интеллектуального голода ребенка целиком в руках родителей. Все, что вы вложите в ребенка в этом возрасте, останется с ним навсегда.
В отличие от предыдущего, в этом цикле задача родителей – активно развивать «слабые» функции психики ребенка, тренировать его по ситуациям, в которых он плохо ориентируется. Соционические советы для гармоничного развития ребенка опираются на понимание его психотипа. Если в вашей семье растет логик, вам обязательно следует проводить с ним этические тренировки. Учить его понимать богатый эмоциональный язык мира и людей. Логику это всегда сложнее остальных. Главное знание, которое должен усвоить ребенок-логик – все люди разные, и это прекрасно. Каждый имеет право на индивидуальность, в том числе и он. Принимать и понимать этическое разнообразие людей можно научиться, и это знание послужит основой для правильной коммуникативной модели в будущем.
Если в вашей семье растет этик, тренировки должны быть логические. Развивать логику всеми доступными способами, безусловно, помогает школа – точные науки наполняют структурную логику вашего ребенка. Однако для эффективного развития логической компоненты личности этого недостаточно. Логические задачи, анализ прочитанного, формулирование выводов, построение структур, изучение географических карт, упорядочение вещей в доме, объяснение закономерностей, причинно-следственных связей – все это тренирует и расширяет логику ребенка-этика, повышая градус гармонизации личности.
Если в вашей семье ребенок-сенсорик, то в возрасте 7-14 лет ваша задача – максимально проработать интуитивную часть его личности. Развивая фантазию и воображение сенсорика, вы оказываете своему ребенку неоценимую услугу – вы учите соединять мир материальных вещей с миром идей. На стыке этих миров рождаются шедевры и открытия. Итак, интуицию ребенка можно пробудить книгами жанра фэнтези, волшебными сказками о чудесах, историями про открытия. Научите чувствовать время и дружить с ним, расскажите о том, что «вовремя» - это замечательное слово, и оно очень часто предшествует слову «счастье» и «успех».
Если у вас ребенок-интуит, то в возрасте 7-14 лет необходима активная работа с ним по сенсорике. Учите чувствовать тело и понимать его язык, заботиться о своем здоровье, правильно питаться, соблюдать чистоту и гигиену, ухаживать за своим телом, одеждой и помещением, опрятно выглядеть. Конечно, эти навыки нужно прививать всем детям, однако интуитам это дается особенно тяжело, и тренировки по этим умениям нужны более упорные. Кроме этого, интуитов нужно научить чувствовать свою территорию и уметь защищаться. Они, как правило, предпочитают уйти от конфликта, а не отстаивать свои права.
По аналогии, детей-интровертов нужно учить преодолевать скованность и страх общения с другими людьми. В этом возрасте робость и застенчивость прекрасно корректируются различными методиками, например, сценическим и актерским мастерством, уроками ораторского искусства.
А вот детей-экстравертов необходимо обучать навыкам самоконтроля в общении: уважению к собеседнику и умению выслушать, не перебивая, обращайте внимание на недопустимость излишней навязчивости, чрезмерной разговорчивости.
И еще один важнейший момент: 7-14 лет – самый подходящий возраст для того, чтобы заложить фундамент привычки планировать и эффективно использовать время. Дети-рационалы легче осваивают навыки последовательного распределения задач во времени. А вот научиться выполнять несколько задач параллельно, без ущерба для качества, им сложнее. В современном мире многозадачность – одна из важнейших составляющих успеха. Тренировки этого навыка сторицей окупятся вашему ребенку в будущем.
Касательно детей-иррационалов, многозадачность – их врожденное свойство. А вот доводить начатое до конца, придерживаться распорядка, правильно распределять усилия во времени, планировать и придерживаться плана – для многих из них сверхзадача. Родители могут научить ребенка упорядочивать хаос событий и действий, в котором он живет. Выделять главные задачи, расставлять приоритеты, быть последовательным и доводить начатое до конца – необходимые воспитуемые навыки для иррациональных типов личности.
Согласитесь, круг задач, описанный для родителей, очень широк, а путь воспитания долог и непрост. Здесь есть секрет: чем больше вы будете использовать знания цикличности в развитии ребенка и следовать этим подсказкам, тем легче ваш ребенок и вся ваша семья переживет острый кризис подросткового возраста. К 14 годам при правильном и равномерном развитии психики ребенка завершается построение индивидуального блока жизнедеятельности и стажировка по нему: ребенок полностью усваивает индивидуальные нормы поведения и «созревает» к встрече с социумом.
И для родителей приходит время снова сменить амплуа. Из родителей-учителей пора стать родителем-другом.
Продолжение следует