Воспитание ребенка по законам циклов развития: от 14 лет до 21 года
Первые две части материала «Воспитание ребенка по законам циклов развития: от 0 до 7 лет» и «Воспитание ребенка по законам циклов развития: от 7 до 14 лет» читайте здесь.
Третий цикл 14-21 год. Условное название этапа - «информационный накопитель». Горизонты расширяются в третий раз, и социум заполняет жизнь подростка. Теперь семья – всего лишь часть огромного информационного пространства, и в нем не выжить и не состояться без информационного интеллекта. Задача личности в третьем семилетнем цикле - сформировать информационный интеллект и пройти путь личного и профессионального самоопределения. На подсознательном уровне подросток это ощущает, и весь ресурс организма направляется на информационное накопление и создание опоры – собственного миропонимания.
Главное, что должны понимать родители на этом этапе воспитания – формирование и развитие интеллекта и самостоятельного мышления подростка не происходит само по себе. Задача родителей – создать условия, которые бы побуждали молодого человека к самостоятельному освоению и соблюдению норм и правил социальной жизни.
К 14 годам индивидуальная генетическая программа полностью реализуется, индивидуальный блок психики заполняется, и подросток способен «услышать» социум и задать важные жизненные вопросы: какую профессию выбрать, какие у него жизненные цели, планы и предпочтения. Приходят первые «взрослые» мысли о будущем, первые вопросы – кто я и зачем я нужен в этом мире. В 14 лет начинается процесс личного и профессионального самоопределения.
Переходный кризис второго-третьего семилетия по остроте сравним с рождением. Новейшие медицинские исследования американских неврологов выявили значительное повышение активности нервных импульсов в коре головного мозга подростков, что значительно затрудняет (примерно на 20%) адекватную обработку воспринимаемой информации и снижает контроль собственного поведения в обществе. Здесь кроются причины страхов, агрессии, раздражительности, грубости. Это возраст бунта, который бушует в третьем семилетнем цикле и стихает к 19-21 году – при условии гармоничного наполнения психики. К этому возрасту процент проявления адекватных реакций на раздражители социума стремится к 100 % и личность можно считать прошедшей социальный отбор.
Причины бунта третьего цикла скрыты во внезапном осознании: кроме «хочу» и «могу» есть «надо». С точки зрения соционики – из витального (индивидуального) блока психики – это детское «хочу» и «могу» - развитие личности неотвратимо переходит в блок ментальный (социальный) – взрослый блок «надо». Начинается активное наполнение и проработка функций социальных норм и социального опыта. В структуре личности – это самые слабые по потенциалу функции (ролевая функция и болевая функция психики). Работа по ним утомительна, именно поэтому подростковый возраст такой сложный.
По аналогии с прошлым циклом – родителям следует продолжать работу по тренировке «слабых» функций психики, сменив подход. Наставничество превратите в партнерство: родители – старшие партнеры, подросток - младший партнер. Тренируйте слабые стороны молодого человека с учетом требований, которые предъявляет социум к человеку. У подростка слабая этика? – обсуждайте истории взаимоотношений, расскажите о своем опыте первой любви. Слабая логика? – обращайте внимание на «логичное» устройство больших городов, логику поступков, событий. Слабая сенсорика? – научите подбирать одежду, помогите создать имидж, вместе готовьте еду и ходите в спортзал или бассейн. Слабая интуиция? – техники расслабления и медитации, углубления в себя, информация о метафизических законах вселенной помогут восполнить пробел. И никакой критики: шутки и замечания на «болевые» функции нестабильной подростковой психики – верный путь к неразрешимым конфликтам, обидам «на всю жизнь», глубочайшим комплексам, психоинформационному искажению личности.
Подросток весь устремлен в будущее и по кирпичикам строит свое мировоззрение, отметая авторитеты и правила. «Отметание» сопровождается желанием изменить мир и бурным проявлением эмоций. Молодого человека болтает из стороны в сторону, и его жизнь как американские горки. А вместе с ним на этих горках несетесь и вы, ощущая порой свою беспомощность и подкатывающий к горлу ком.
Что делать? Главное правило – не оставлять подростка в одиночестве со своими вопросами и проблемами. Неоценимая помощь сейчас – ваше с ним общение. Помните – формируется информационный интеллект! Отличные занятия для этого возраста – познание других культур, путешествия, расширение интеллектуальных горизонтов путем изучения и впитывания новой информации. То есть – ни минуты для глупостей. Максимально заполните день разноплановой деятельностью. Годится все: домашние обязанности, ответственность за часть семейных вопросов, совместные хозяйственные дела, за которыми очень уместно вести спокойные доверительные разговоры, досуг, поездки, походы, отдых, просмотр и обсуждение фильмов и книг. Дружите с молодым человеком, и вы откроете для себя радость от общения с взрослеющей личностью! Ваше искреннее удовольствие от общения с сыном или дочерью обязательно будет взаимным, и однажды вы с удивлением обнаружите, что ваш уже взрослый ребенок гордится вами перед сверстниками.
Это последние годы, когда ваше чадо находится в границах семейного кокона. К завершению этого «семилетья» человек должен быть готов выйти в социум и начать самостоятельную жизнь. Проведите эти чудесные годы по-настоящему вместе, и все дальнейшая жизнь будет освещена теплом любви и взаимной семейной поддержки.
Подросток в этот период не только усваивает новые знания, но и ищет свой круг общения и учится выбирать «своих» людей для жизни и свой путь. Это и друзья, и первая любовь, и авторитеты. Станьте «своим» человеком, авторитетом, лучшим другом. Для этого – соответствуйте! Позаботьтесь о том, чтобы вас было за что уважать. Работайте над собой, развивайтесь, будьте неугомонны. Подростковый кризис – это экзамен для родителей, и сдать его на «отлично» непросто.
К 21 году человек полностью готов к выходу в социум, как в открытый космос. Впереди - отдельная самостоятельная жизнь и следующий семилетний цикл. Его он проведет в активной работе по наполнению своих самых главных функций психики – блока «Знаю».
От первых трех семилетних циклов зависит весь дальнейший жизненный путь человека:
- 21 – 28 лет. Цикл «Я познаю себя».
- 28-35 лет. Цикл «Я достоин самого лучшего».
- 35-42 года. Цикл «Первые жизненные итоги».
- 42-49 лет. Цикл «Знаю и могу».
- 49-56 лет. Цикл «Трансформация».
- 56-63 года. Цикл «Сбор камней».
- 63 – 70 лет. Цикл «Шанс на перемены».
- 70-77 лет. Цикл «Свобода и созерцание»
- 77-84 года. Цикл «Одиночество и гармония».
Отпустить повзрослевшего сына или дочь – это тоже экзамен. Сдайте его вовремя и на отлично.