Помогаем малышу развить моторику
Верно, но отчасти! Развитие моторики у детей также оказывает положительное воздействие и на развитие речи. Все дело в том, что участки мозга, отвечающие за движение пальчиков и речь малыша, находятся довольно близко.
Отсюда делаем простой вывод, что, чем раньше и качественнее мы помогаем ребенку развивать мелкую моторику рук, тем лучше будет проходить развитие речи. Не зря в детском садике мы все много рисовали, лепили из глины и пластилина, делали оригами, строили башенки и многое другое.
Как несложно догадаться, все эти занятия нужны не только для того чтобы увлечь ребенка и просто классно провести время, пока мама и папа на работе. Эти на первый взгляд не сложные для любого взрослого упражнения, оказываются крайне полезными для любого малыша, так как они, в том числе, помогают крохе развивать мелкую моторику рук. Строить башенки из кубиков и рисовать каляки-маляки – это, безусловно, эффективно. Но если для вас это уже пройденный этап и хочется разнообразить процесс обучения, мы предлагаем вам альтернативные, но не менее эффективные упражнения для развития мелкой моторики у ребенка.
Мелкая моторика: дети до 1 года
Важно массировать пальчики малыша от основания к кончику. При этом можно напевать песенки, чтобы занятия походили еще веселее.
Детские песенки-считалочки вообще крайне эффективны для развития мелкой моторики. Например, всеми любимая «Сорока-белобка», во время которой можно как самой загибать малышу пальчики, так с возрастом просить его загибать пальчики самостоятельно:
Сорока-белобока
Кашу варила, деток кормила («помешиваем кашу» пальчиком на ладошке ребенка):
Этому дала (загибаем мизинец),
Этому дала (загибаем безымянный пальчик),
Этому дала (загибаем средний пальчик),
Этому дала (загибаем указательный пальчик),
А этому не дала (берем большой пальчик).
Ты дров не рубил (разгибаем мизинчик),
Воды не носил (разгибаем безымянный пальчик),
Крупы не рушил (разгибаем средний пальчик),
Каши не покушал (указательным пальчиком двигаем из стороны в сторону).
Берем 1 кг гороха и высыпаем его в тазик. Берем в руки два стаканчика и показываем ребенку, как можно пересыпать горох из одного в другой. Постепенно усложняя задание, можно добавить к этому набору ложку и наполнять стаканчики ею.
Также вместо гороха можно использовать манку (можно и сахар, но если ребенок его распробует, будет вовсе не до обучения и «закопать» в нее, например, игрушки от киндер-сюрпризов. Задача малыша – найти спрятанные предметы и отложить их в сторону, чтобы они не попали в стаканы.
Переливать из сосуда в сосуд можно и воду вовремя купаний в ванной. Это особенно полезно в том случае, если водные процедуры не нравятся малышу, так как данное занятие отвлечет ребенка.
С 1,5 лет можно смело учить ребенка сортировке. Например, во все той же манке «спрятать» игрушки от киндер-сюрпризов и 10 горошин (количество может быть любым: чем больше, тем проще малышу). Попросите малыша по мере наполнения стаканчиков, откладывать в одну сторону игрушки, а в другую – горошины.
Еще одно хорошее упражнение. Оберните 10 бусин из можжевельника (купите соответствующие бусы и распустите их – экологически чисто!) в кальку и расскажите ребенку, что эти «орешки» надо очистить от «скорлупы». В одну тарелочку складываем очищенные «орешки», в другую – «шелуху».
Приобретите рулон ценников и дайте ребенку задачу выложить ими (наклеивая на бумагу) дорожку от зайчика к его домику. Зайчиков, колобков, медвежат, котят и т.д. можно нарисовать на обычной бумаге, также как и цель — конечную точку импровизированного маршрута (домик, норка, друг зайчика, друг медвежонка). В идеале стремитесь, чтобы ребенок наклеивал ценники как можно прямее и ближе друг к другу. Отличное упражнение на мелкую моторику рук ребенка! Вырежьте из картона круг или просто возьмите ненужный компакт-диск. Обычными бельевыми прищепками покажите ребенку, как можно сделать солнышко. После того как у ребенка получится прикреплять прищепки по кругу (стремитесь, чтобы между прищепками было равное расстояние, и они находились хотя бы примерно под одним углом), солнышку можно дорисовать глазки, ротик и тд.
Одеваем одежду сами! Очень хорошее занятие, приучающее ребенка к самостоятельности и развивающее мелкую моторику. Застегиваем и расстегиваем пуговицы, завязываем и развязываем шнурки и т.д. Кстати, сейчас в магазинах продаются ботинки-манекены, на которых можно очень удобно тренировать столь важный навык.
На каждое занятие необходимо тратить от 5 до 15 минут. Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей крайне важно, как для их движений, так и для развития интеллекта.