Если ребенку тяжело в школе: советы психолога Светланы Ройз
Третья неделя сентября считается кризисной. Именно в этот период многие дети начинают говорить, что им тяжело в школе. Как могут помочь родители?
"Ненавижу школу", "Не хочу туда ходить!" - именно на третьей неделе сентября чаще всего слышат эти фразы родители. У детей накопилась усталость, к новому режиму они еще не привыкли. Вот все и выливается в подобные фразы. Также ребенок может:
- капризничать,
- конфликтовать,
- быть невнимательным на уроках,
- всему сопротивляться.
Детский психолог Светлана Ройз дала рекомендации родителям, как они могут помочь своим детям, если им тяжело в школе.
1. Было бы здорово самим детям объяснять, что эта неделя (и часть следующей) сложна. Что наше тело пытается справиться с новым для него режимом и нагрузкой. И так проявляется стресс.
2. После школы - в любое время -детям важно отдохнуть. Потупить. Побегать. Побыть самим. Иногда даже сбросить напряжение в компьютерной игре.
3. Детям важно рассказать - когда наш мозг встречается с новой информацией, ему вначале сложно. Но с каждым действием, с каждой "тренировкой" конкретным упражнением - "мышца знания" накачивается. Можно напомнить, как вначале сложно было ездить на велосипеде и роликах. Сейчас их мозг также тренируется. Он обязательно "вработается".
4. У детей разного возраста может наблюдаться "регрессивная фаза" - они могут начинать говорить, "сюсюкая", может появляться нытье (это скрытая форма сопротивления), они могут возвращаться к тем занятиям, играм, мультфильмам, которые любили, когда были младше. (Им "хочется вернуться" в тот возраст, когда было больше радости, свободы, беззаботности). Эта фаза временная - если у родителей есть силы и время, с детьми здорово было бы поиграть в настольные игры, в подушечные бои и проч.)
5. Во всех классах школы на уроках и между ними важны паузы - с руханками (движение способствует выработке дофамина, а он связан не только с ощущением удовлетворения, а и с концентрацией внимания).
6. Будет очень правильно - для младших школьников - на переменах играть в активные игры - организовывать их общую активность. (Они часто сами этого не умеют. Сейчас время формирования групп и паттернов отношений в группах).
7. У детей свое ощущение времени. Им кажется, что так сложно будет всегда.
И именно сейчас им важна поддержка - учителям и родителям важно отмечать любой минимальный успех. (Нам важен дофамин). Каждый день и неделя должны заканчиваться: победами дня (недели). У всех детей.
Им важна радость - пусть жизнь состоит не только из учебы.
8. Когда ребенок отвечает на наш вопрос "как дела?" , что все ужасно, не нужно его упрекать в неблагодарности, негативизме, ругать.
Важно уточнить: ты очень устал? И кажется, что так будет всегда? Ты грустишь, что не хватило времени (сил) на то, что хотел? Сегодня не удалось....?
И только после этого переходить к вопросу - а что понравилось?
Вам будет также интересно почитать:
Ребенок-левша: почему нельзя переучивать и как помочь в адаптации к школе