Ученик оскорбил учителя. Нужно ли просить прощения?
Безусловно, когда меняется мир, мы меняемся вместе с ним. Так, например, для наших родителей, бабушек и дедушек слово «учитель» и все сказанное им никакому обсуждению и уж тем более критике или порицанию не подлежало. Об этом в то время даже помыслить было невозможно, не то, что применить, простите, на практике. Учителю внимали и не прекословили. А еще раньше были времена, когда учителю дозволялось наказывать учеников по своему разумению и он запросто мог пройтись по спинам «нерадивых оболтусов» розгами. И при этом никто и пикнуть не смел.
Но, как я уже заметила, времена меняются. В современных школах наряду с тем, что учителя позволяют себе открыто оскорблять учащихся, все чаще можно наблюдать картину, когда дети не лезут за словом в карман и огрызаются в ответ. Тут ситуация двоякая: с одной стороны, нынешних учителей настолько загоняют в рамки тотального безденежья, что у них автоматически вырабатывается озлобленность не только на учеников, в которых они за гроши обязаны вкладывать фундаментальные знания, но и на весь мир.
Слышала как-то разговор бывшей (уже взрослой) ученицы и ее учителя. Ученица спрашивает: «А кого тяжелее было учить, нас или современных детей?» Ответ учительницы меня напугал: «Современных детей сложнее учить. У них память кратковременная. Из-за того, что под рукой постоянно смартфон с выходом в интернет, ребенок может абсолютно не напрягаться и не запоминать ни таблицу умножения, ни какие-то даты».
И от такого положения вещей за наше будущее поколение становится реально становится страшно. Была у меня в жизни ситуация. Пришла я, будучи студенткой, на практику в школу, которую окончила сама. Попала к учительнице, которая у меня еще не так давно преподавала. Дети, восьмой класс, должны сдавать какой-то заключительный урок, контрольный опрос. Вызывает учительница к доске мальчика (как я потом уже поняла оторву и двоечника). Мальчик благополучно выходит к доске, на заданный вопрос не отвечает, мало того – добавляет в свой корявый ответ шуточки (весь класс, понятно, смеется) и с заслуженной двойкой спокойно и расслабленно возвращается на место где-то на «галерке». Усевшись, «гений» достает смартфон и начинает отправлять всем в классе сообщения, видимо, какого-то шуточного содержания, потому что каждый ребенок после прочтения мессиджа буквально заходится от хохота. Словом, налицо самый настоящий срыв учебного процесса. Я открыто смотрю на него с возмущением. Ученик поворачивается, видит мое выражение лица и абсолютно по-хамски спрашивает: «Чё?!» И продолжает баловаться с телефоном! Как с такими детьми можно оставаться вежливым и мирно вести уроки?!
Похожих ситуаций в современных школах – великое множество. И давно уже всем очевидно, что конфликт все больше назревает. И если интернет и разные газеты и журналы пестрят статьями о том, как хамски ведут себя учителя, то ситуацию о том, как могут оскорбить ученики учителя никто не хочет видеть и слышать. Мол, это проблема учителей (взрослых) и они, как более опытные, смогут сами разобраться в этом! А вот представьте себе ситуацию. Молодая учительница, только недавно закончила ВУЗ. Ведет урок в третьем классе. Вызывает ученика, тот отвечает неверно, она возвращает его обратно за парту и ставит заслуженную оценку. В ответ реагирует фразой, в которой посылает учительницу по известному адресу. Все это слышат! Ситуация из реальной жизни, такое на самом деле было. Вот как в этой ситуации поступить?
Или еще: урок истории. Пришел на замену в десятый класс пожилой учитель. Один из классных активистов решил подшутить над учителем. Учительский стул был еще старого образца, когда сдвигалось с каркаса. Мальчик поставил сиденье на край, учитель после приветствия присел на стул и провалился так, что самостоятельно выбраться стало уже невозможно. Класс зашелся в хохоте, а когда выяснилось, что учитель – человек с ограниченными физическими возможностями, что вместо ноги у него протез… Понятно, дети впали в ступор и постарались помочь, но осадок и сам факт «шутки» запомнились надолго…
В общем, я считаю, что ученики в обязательном порядке должны просить прощения у учителей за все свои «деяния». Лично. Если уж они стали настолько взрослыми, чтобы делать гадости, то вполне в состоянии быть взрослыми до конца и признавать свою вину, действительно раскаяться. Учителя тоже люди! Они тоже были детьми и тоже шалили! Если преподаватель нормальный человек, он сможет понять. Да, придется «отработать» шалость. Это может быть какое-то дополнительно занятие по профилирующему предмету или физические нагрузки (вымыть доску в классе, переставить парты). Но, согласитесь, это заслуженное наказание.
А в ситуации с третьеклассником, о которой я рассказала выше, то здесь воспитательную работу должны проводить и учитель, и родители. В данном случае ребенок еще довольно маленький, чтобы самостоятельно полностью осознать свою вину. Для этого взрослые должны указать на его провинность. А сам мальчик, после воспитательной работы, должен набраться смелости и попросить прощения у оскорбленного учителя. Учитель же впредь должен построить воспитательный процесс так, чтоб дети не успевали думать о ерунде на уроке и приходили к нему в кабинет как на праздник.
Еще расскажу вам историю из своей жизни. В школе была у меня учительница по химии, Стелла Михайловна. Строгая, жуть!!! Требовала очень много. Но при этом, мы на ее уроки бежали, как на парад! В ней было море обаяния и очень тонкий, острый юмор. Она могла так аккуратно поставить на место горе-ученика, что он даже и не помышлял об обиде. Другими словами, не всегда отношения между учителем и учеником должны быть закованы в рамки чрезвычайной строгости и менторского тона. Хорошо, когда учитель может сгладить, желательно с юмором, сложную ситуацию, но во всех случаях, в обязательном порядке, в общении учитель/ученики должно присутствовать взаимное уважение! Другого способа разрешить этот конфликт нет.