Системы образования разных стран. Многоликая Индия
Сегодня мы начинаем цикл статей о системах образования в разных государствах мира. И начнем с Индии – страны с богатейшей историей, парадокс которой заключается в том, что Древняя Индия и Индия периода британских колоний была не просто высокоразвитой, а мега-образованной территорией. В те времена, действительно, большое внимание уделяли образованию населения. Правда, касалось это исключительно привилегированных каст. Они получали широчайшие и глубочайшие знания по всем известным тогда дисциплинам. Именно благодаря такому подходу, множество индийских ученых перевернули науку.
Так, например, десятичная система исчисления с применением ноля, которой мы пользуемся сегодня, родом из Древней Индии, а цифры, которые мы называем арабскими, на самом деле, индийские. Знамениты индийский математик Арьябхата, живший приблизительно в IV – VI века, уже тогда знал, что число «пи» это – 3,1416. Сама первая школа медицины (Аюрведа) родом из Индии, система навигации и кораблевождения тоже выходцы из этой страны. И это, поверьте, далеко не полный перечень.
Но, повторюсь, наука была доступна лишь представителям высших каст. Простое население вынуждено было бороться за выживание посредством тяжкого, зачастую, совершенно невыносимого труда, балансируя на грани крайней бедности и совершеннейшей нищеты. Собственно, такое положение дел сохраняется и в уже современной Индии, несмотря на усилия, которые руководство страны прилагает для искоренения кастового разделения.
Сегодня в Индии существуют государственные и частные школы и ВУЗы. В частных учреждениях уровень образования на порядок выше. Если родители хотят дать ребенку «дорогу в приличное будущее», они должны буквально до рождения чада озаботиться и максимально постараться, чтобы иметь возможность оплатить обучение.
Дошкольного образования (в общепринятом смысле) в Индии нет. Ребенок сидит дома с мамой до тех пор, пока не придет время поступать в школу. Собственно, мама и занимается его развитием. Если у родителей нет возможности находиться дома, малыша передают родственникам. Если таковых нет, либо они не могут (или не хотят) взять к себе малыша, родители вынуждены обращаться в так называемый детский сад. На деле, это всего лишь небольшие группы на базе подготовительных школ, которые финансируются из государственного бюджета.
Забегая вперед, скажу: главное преимущество этих групп в том, что дети, посещающие их, по окончанию автоматически зачисляются в первый класс школы, на базе которой устроен такой «детский сад». Если ребенок поступает в школу «из дома», на его долю выпадут достаточно сложные тесты. Так, например, будущий индийский первоклашка должен знать английский язык и хинди, уметь писать на этих языках элементарные слова, считать до 100 и проводить простейшие вычисления в пределах этих цифр. Только после того, как ребенок пройдет тесты, с вышеперечисленными нормативами, он будет зачислен в первый класс.
Но вернемся к «подготовишкам», которые делятся на четыре группы по возрасту. В первую «play group» приходят малыши с двух лет. Поскольку никаких занятий, кроме игры, у них нет, посещать такую группу необязательно.
Вторая группа – «nursery group» (ясельная группа) и ее посещение уже обязательное. В этой группе дети начинают обучаться.
Третья группа – «lower kindergarten». Туда ходят дети пяти лет, которые уже знают английский алфавит, некоторые буквы хинди и умеют считать до 100.
Четвертая группа – «upper kindergarten». После нее ребенок может легко поступить в школу, поскольку уже знает полностью алфавит хинди, могут написать несколько слов на английском языке и в состоянии произвести несложные математические вычисления с числами до ста.
Но проблема в том, что, во-первых, таких групп мало – в стране банально не хватает школ. И во-вторых, подавляющее число родителей в Индии до сих пор уверены, что детям учиться незачем. Ну, или просто не имеют возможности отпустить на уроки своего ребенка. Дети в этой стране очень рано начинают работать, потому что родителям зачастую сложно обеспечить всю семью самим. Поэтому здесь, несмотря на нынешний век прогресса, многие в Индии элементарно не знают букв и не умеют читать.
Как я уже говорила, в Индии школы двух видов – частные и государственные. В последних обучение бесплатное и качество знаний, которые получают дети, соответственно, крайне низкое. Из частной школы ребенок выходит обладателем обширных знаний, в том числе, со знанием минимум трех языков (хинди, язык родного штата и английский. Иногда в программу по изучению иностранных языков входит изучение на выбор, немецкого, французского языков и санскрита). Английский в Индии – обязательный для изучения. Большинство учебников печатают именно на этом языке.
Классы в государственных школах сформированы из 45 – 50 учеников, а в частных – из 25 – 30. Ученики государственной школы обязаны приходить на уроки, одетые в специальную форму: для девочек – длинное платье, для мальчиков – футболка и шорты. В частных школах дресс-код персональный.
Учебный год в Индии начинается в апреле (точную дату каждая школа определяет для себя сама). Школьники ходят на занятия шесть дней в неделю. Когда наступает самое жаркое время года (май-июнь) ученики отправляются на свои первые каникулы. Следующие каникулы – в декабре. Завершается учебный год в марте следующего года.
Длительность уроков в первом классе составляет 30 – 40 минут. Учебный день чаще всего формируется из семи уроков, плюс несколько дополнительных часов отводится на физическое развитие. Вид спорта, которым будет заниматься, ученик выбирает самостоятельно.
Общее среднее образование в Индии делится на два этапа: до восьмого класса ученики изучают общеобразовательные дисциплины, после восьмого класса начинается специализация. Другими словами, школьники выбирают предметы, сопряженные с будущей профессией и приступают к углубленному профильному изучению. Собственно говоря, можно считать, что после окончания частной школы, ученик выходит с реальным аттестатом о полном среднем образовании. Правда, большинство родителей часто забирают своих детей после восьмого класса, считая, что им вполне достаточно неполного среднего образования. Некоторые затем могут отправить ребят в ремесленные училища разного профиля, а если вдруг в семье принимается решение закончить учебу совсем - так и происходит.
Но есть нечто общее между государственной и частной школой, а именно – бесплатное питание. Разумеется, ресторанного меню никто там ребенку не предлагает, но и голодными индийские школьники точно не ходят. И еще об одной интересной особенности хочу здесь упомянуть: подавляющее число индийских учителей – мужчины.
Оценок как таковых в Индии не существует. Ученик, вообще, может не посещать занятий, но дважды в год обязан сдать экзаменационный объем знаний. Экзамены во всех школах по всем предметам в Индии – письменные тесты, которые оцениваются по 100-балльной шкале.
После окончания средней школы, при условии, если семья может и хочет продолжать обучение ребенка, индийская система образования предлагает на выбор более двухсот высших учебных заведений разнообразного профиля, из которых студент сможет выйти, получив несколько степеней – бакалавра, магистра и доктора. Наравне с ВУЗами большой популярностью пользуются колледжи и технически ориентированные учебные заведения.
Кроме того, в в стране есть несколько узкопрофильных высших учебных заведений, в которых изучают культуру Индии, музыку, язык бенгали и тагороведение. Наиболее престижными считаются университеты Калькутты, Мумбаи, Дели, Раджастхана. Правда, 50% их студентов – иностранцы.
Что ж, как видим, Индия в своих подходах к образованию (как, впрочем, и ко всему остальному) – страна контрастов. Здесь одни люди совершенно спокойно живут, не зная букв, в то время, как другие не мыслят жизни без глубоких познаний. Именно в Индии, как нигде более, к человеку приходит сознание, что жизненный выбор не всегда зависит лишь от желания или способностей. Иногда, сословие и материальное положение значат больше, чем талант, дарованный небесами.