Мама, похвали меня! Зачем хвалить ребенка и как это делать правильно

Похвала – прямой инструмент воздействия на самооценку ребенка. Все мы хотим вырастить своего малыша с адекватной позитивной самооценкой, которая в будущем станет прочным фундаментом успешной и счастливой личности. Самооценка – сложный элемент психики, зависящий от атмосферы в семье, степени взаимопонимания ребенка с родителями и сверстниками, психологического комфорта и защищенности.

Правильная самооценка – это способность человека осознавать свои реальные возможности, способности и таланты, и свое место среди других людей. Самооценка бывает завышенной, заниженной и адекватной.

Читайте также 5 секретов эффективной мамы

При заниженной самооценке ребенок воспринимает мир как врага. Он тревожен, беспокоится, не уверен в себе. Вся жизнь проходит ожидании подвоха, – что его обманут, недооценят, обидят. Такие установки заставляют выстраивать вокруг себя стену защиты. Через нее крайне трудно перейти и открыться новому – начать заниматься новыми делами, усваивать новую информацию, заводить новых друзей. Он недооценивает собственные успехи и преувеличивает успехи других. Ребенок с заниженной самооценкой трудно адаптируется к новым условиям и есть риск формирования прочных психических установок «Я плохой», «Я не смогу», «У меня не получится», «Я неудачник».

При завышенной самооценке ребенок агрессивен и считает, что прав только он. Принижая других, выпячивает свое «Я», не замечая собственные недостатки и промахи. Уверен, что он самый лучший и стремится к манипуляциям другими детьми. Смотрит на всех свысока, перебивает в разговоре, не признает авторитет взрослых и требует к себе первоочередного внимания, выражая это в резкой, грубой, иногда истеричной форме. 

Ребенок с адекватной самооценкой способен принимать себя и окружающих такими, как они есть. Своим поведением он создает вокруг себя атмосферу честности и ответственности, способен к состраданию и проявлению любви. С одной стороны, он способен принимать самостоятельные (по возрасту) решения, с другой стороны, способен попросить помощь, если он в ней нуждается.

Похвала – прекрасный инструмент для формирования адекватной самооценки и исправления искривлений, как в сторону снижения, так и завышения. Главное – правильно им пользоваться. Почему похвала?

Читайте также Группа крови и характер: как это влияет на жизнь малыша?

В процессе взросления для ребенка очень важна обратная связь от родителей, оценка действий, слов, событий. Психологи считают, что похвала гораздо эффективнее в формировании хороших привычек, чем порицание в избавлении от плохих. Для ребенка родительская похвала показывает, что мама и папа заинтересованы его жизнью, довольны им; это стимулирует качественное умственное и физическое развитие и формирует правильные нравственные установки. 

За что стоит хвалить

• за все, что достигнуто своим трудом: физическим, умственным, душевным- за хорошие отметки в школе, за красивый рисунок и подарок, сделанный своими руками ко дню рождения, за помощь по дому, за доведенное до конца дело. Даже если вас результат разочаровал, но ребенок трудился и старался;

• за стремление к саморазвитию и самопознанию: ваш малыш ищет себя, свои таланты и способности, поддержите его и ни в коем случае не говорите, что ему не стать чемпионом мира по боксу или великим изобретателем. Помните о том, что дети очень внушаемы и ваши установки на неудачу в детстве вполне могут стать неподъемным якорем в его взрослой жизни;

• хвалите наперед, выдавая небольшой аванс перед сложным или волнительным делом, вселяйте уверенность словами: «Все получится», «Ты справишься», «Не волнуйся, ты все умеешь». Начиная утро такими словами, вы даете ребенку огромный энергетический положительный настрой на длинный день.

Чтобы похвала лучше доходила и усваивалась, желательно учитывать соционический тип ребенка и хвалить его на языке, который понятен его индивидуальной психоинформационной модели, состоящей из 8 функций, расположенных в строго определенном порядке и выполняющих каждая свою задачу. И одна из них больше других связана с самооценкой личности. Это активационная функция и именно она «слушает» похвалу и нуждается в ней. 

Похвала – настоящий источник энергии для ребенка-экстраверта. Это должна быть похвала-медаль, ярко выраженная словесно, ощутимая и красивая. Тогда она воспринимается как подкрепление, вдохновляет и прибавляет сил.

А вот ребенку-интроверту яркая похвала покажется преувеличенной, ему станет не по себе. Интроверт нуждается в более тонкой и деликатной похвале с точными и уместными комментариями.

Похвала должна тонизировать, побуждать действовать и развиваться. С детьми разных психотипов это работает по-разному.

Если у вас в семье растет Дон Кихот (интуитивно-логический экстраверт) или Жуков (сенсорно-логический экстраверт), их активационная функция – этика эмоций. Они нуждаются в похвале-любви. Залог правильной похвалы – приятный эмоциональный фон. Ребенок должен постоянно ощущать, что ему рады и его любят. Приветливое слово и очень тактичная, но энергичная похвала «Здорово!», «Молодчина», «Ты прекрасно с этим справился!», «Я тобой горжусь!» просто необходимы таким детям. При этом важно помнить: ребенок воспринимает в похвале в первую очередь позитивный доброжелательный тон и приятные эмоции, далее – размеренность и неторопливость, и только затем – слова и их смысл. Найдите достаточно времени для того, чтобы, не спеша и с удовольствием, похвалить своего ребенка и показать ему свою любовь и гордость.

Если у вас в семье растет Джек Лондон (логико-интуитивный экстраверт) или Гамлет (этико-интуитивный экстраверт), их активационная функция – волевая сенсорика. Они нуждаются в похвале-поддержке. Похвала должна содержать в себе легкое, но настойчивое требование не опускать руки и не останавливаться на полпути. Эти дети нуждаются в последовательном «волевом вдохновителе», который слегка (главное слово – слегка!) нажмет в сложный момент зависания, смятения и бессилия и не даст сбиться с пути. Это могут быть слова типа «ты сильный, а сильные люди не бросают начатое», «у тебя достаточно сил справиться с этим до конца», «у тебя сильная воля, и ты ее постоянно тренируешь», «берись-ка за дело!». При этом тон и слова не должны быть резкими, грубыми, напористыми. А вот твердость, спокойствие и логичность наилучшим образом будут поняты и услышаны.

Если ваш ребенок Гюго (этико-сенсорный экстраверт) или Штирлиц (логико-сенсорный экстраверт), их активационная функция – интуиция возможностей. Им нужна похвала-перспектива. «Ты так необычно нарисовал дом на картинке!» «Ты придумала интересную игру, никогда про такое не слышал!», «Удивительное сочинение у тебя получилось!». Ваши советы по нестандартным подходам к решению обычных задач упадут на благодатную почву. Например, придумать 5 необычных способов кругосветного путешествия или сшить модную сумку из старых джинсов. Замечать уникальность в ребенке и хвалить за необычность и нестандартность – лучший способ формировать правильную самооценку таких детей и стимулировать к саморазвитию.

Если ваш ребенок Цезарь (сенсорно-этический экстраверт) или Гексли (интуитивно-этический экстраверт). Их активационная функция – деловая логика. «Так надо» - самая бесполезная демотивирующая фраза для таких детей. Они должны понимать, зачем и для чего это надо и чем все закончится. Пожалуй, это единственное ограничение. Все остальные варианты и формы похвалы для детей этих психотипов желанны и усвояемы. Они очень любят, когда их хвалят, ищут и жаждут похвал, поэтому родителям нужно быть осторожными и не перехвалить. Это два типа, наиболее склонных по природе к завышенной самооценке.Чтобы такого не случилось, научите ребенка

• слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, работайте над искусством диалога;

• уважать потребности, чувства и территорию других людей, как и свои собственные;

• спокойно воспринимать замечания и критику, без агрессии и без истерик.

Для этого объясняйте им целесообразность тех или иных действий и хвалите за значимые реальные успехи, особенно в вопросах уважения к окружающим и работе над своими недостатками.

Если ваш ребенок Максим Горький (логико-сенсорный интроверт) или Драйзер (этико-сенсорный интроверт). Их активационная функция – интуиция времени. Для них «вовремя» - волшебное слово. «Ты справился с заданием своевременно!», «Ты чудесно уложился в срок!», «Ты собрал игрушки к моему приходу, и мы весь вечер проведем в красивой убранной комнате!», «Ты лучше всех умеешь не опаздывать, поэтому я уверен, что и сегодня ты справишься вовремя», «Ты хорошо закончишь учебный год и мы сможем поехать на отдых летом». Похвала должна содержать элемент приятного будущего, наступление которого зависит от действий ребенка. Временная перспектива – очень притягательная и в то же время плохо ощущаемая, «зыбкая» зона для таких детей. Сформировать устойчивую связь «правильное действие – светлое будущее» очень важно в детском возрасте у таких типов.

Если у вас в семье растет Робеспьер (логико-интуитивный интроверт) или Достоевский (этико-интуитивный интроверт). Их активационная функция – сенсорика ощущений (комфорта). Похвала для них имеет вид ласковых объятий, поцелуев, поглаживаний по голове, вкусного торта в честь окончания учебного года с отличием или уютного чаепития по поводу хорошего поведения. Ласковые слова похвалы обязательно подкрепляйте сенсорными знаками. Посидите рядом со своим ребенком-интровертом, держа его за руку, похвалите за порядок на полках с одеждой и игрушками. «Ты у меня такой помощник, давай приготовим к вечеру пирог и встретим папу с работы вкусным ужином». Дайте совет взрослеющей дочери по стилю и похвалите ее выбор цвета или формы сумочки. Обращайте внимание на навыки ребенка в вопросах заботы о себе, своем внешнем виде и своем здоровье, хвалите их за успехи в этих вопросах.

Если в вашей семье ребенок Бальзак (интуитивно-логический интроверт) или Габен (сенсорно-логический интроверт). Их активационная функция – этика отношений. Эти дети к частой похвале относятся подозрительно, они скрупулёзно проверяют окружающих на искренность и доброе отношение к ним. Их если хвалить – только за дело. К похвале «авансом» и просто так они относятся с недоверием, хотя она им безусловно приятна. «Ты прекрасно справился с задачей», «Ты нашел наилучший путь решения», «Без твоей помощи я не справлюсь», «Лучше тебя никто не сможет это сделать» - такие слова найдут отклик в душе Габена или Бальзака. И помните – никогда и никого не хвалите больше в их присутствии, и не нужно проявлять чрезмерное количество эмоций, как положительных, так и отрицательных: это отдаляет и закрывает таких детей.

Если у вас растет Есенин (интуитивно-этический интроверт) или Дюма (сенсорно-этический интроверт). Их активационная функция – структурная логика. Лучшая похвала для них – выраженная в четкой, лаконичной, краткой форме. Что бы ни делал ваш ребенок, хвалите результат его действий, а не процесс. «Ты все разложил по полочкам и в итоге получился замечательный результат!», «Ты очень последователен!», «Ты можешь довести начатое до конца», «Ты можешь больше, чем тебе кажется». Дети этих типов часто по природе очень самокритичны и склонны к заниженной самооценке. Поэтому похвала и поощрения для них очень важны. С Есениным и Дюма используйте дополнительные приемы для формирования адекватной самооценки:

• советуйтесь с ребенком, как с равным. Дайте ему возможность почувствовать свою значимость и важность в вашей жизни. Даже если его совет не самый лучший – последуйте ему, вы получите прекрасный воспитательный эффект;

• просите у ребенка помощи как у взрослого;

• попробуйте поменяться местами и дайте ребенку возможность сыграть роль старшего, защитника, взять на себя ответственность. 

Чтобы понять, на каком уровне находится самооценка ребенка, поиграйте с ним в простую игру-тест, который даст вам ответ на этот вопрос. Она называется «Волшебная лестница».

Читайте также Воспитание ребенка по законам циклов развития: от 7 до 14 лет

Возьмите вместе лист бумаги и нарисуйте на нем 10 ступенек. Затем вырежьте их и расскажите ребенку такую историю: на всех ступеньках волшебной лестницы стоят дети. На первой – самые плохие мальчики и девочки (драчуны, злюки, жадины…), на второй – чуть получше, на третьей – еще лучше. И так далее – до 10 ступеньки. На 10-й – стоят самые хорошие-прехорошие дети (перечислите преувеличенные положительные качества). Важно убедиться, что ребенок понял расположение, попросите его рассказать, кто где стоит. После этого спросите его: а на какой ступеньке стоял бы он сам? И попросите его поставить игрушку на эту ступеньку. Если он поставил себя на 1,2,3 ступеньки – самооценка занижена; если на 4,5,6,7 – самооценка адекватная, если на 8,9,10 – самооценка завышена. 

Таким образом, вы поймете, в какую сторону провести корректировку. Наблюдайте за своим ребенком, будьте к нему ближе, поощряйте и хвалите его. И помните, похвала должна быть своевременной, понятной и необидной.


Облако тегов