Эротические традиции и обряды древнего Киева
Свидетельств о том, каким был секс в Киевской Руси не так уж много. Мы можем быть точно уверены лишь в одном: он там определенно был, иначе нас с вами бы сейчас не было.
А почему известно нам так мало о эротических пристрастиях наших предков, тоже вполне понятно. Грамоте были обучены в основном монахи, для которых тема секса была табуирована. В основном всю информацию о том, как это было, мы черпаем из фольклора – сказок, былин, присказок, пословиц, поговорок и старинных обрядов, ну и немножко все-таки из древних летописей.
О чем рассказывают летописи
В языческие времена к сексу относились как к вполне нормальному явлению. Разврата у наших предков не было, но и излишней скромностью они тоже не отличались. Как правило, селились древние славяне по берегам рек. В трудах византийского историка 6-го столетия Маврикия Стратега, есть упоминания о том, что мужчины и женщины часто вместе купались нагишом и предавались в воде любовным утехам. Особенно часто это происходило по праздникам. У древних славян вообще было множество традиций, обрядов и ритуалов, связанных с эротикой. Например, во время посевной, чтобы земля хорошо уродила, было принято работать нагишом или заниматься любовью прямо на поле.
Также из некоторых исторических источников мы можем узнать, что вполне нормальным среди наших предков было двоеженство или многоженство. Например, в известной нам со школы летописи «Повесть временных лет» говорится: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу... и браков у них не бывало, но устраивали игрища между селами, и сходились на эти игрища, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними... имели же по две и по три жены».
Подтверждает этот факт и византийский историк Прокопий Кесарийский. В своих трудах он рассказывает об укладе жизни знатных и состоятельных особ Киевской Руси. Как он утверждает у Владимира I Святославовича, крестившего Русь, их было двенадцать – и это только официальных (плюс 800 наложниц, «300 в Вышегороде, 300 в Белегороде, 200 на Берестовем»).
Новые правила
После крещения Руси (988 г.) отношение к сексу кардинально изменилось. Церковь пыталась искоренить все, что было связано с язычеством. Теперь разрешалось предаваться любовным утехам только тем, кто вступил в законный брак, да и то не ради развлечения, а ради продолжения рода.
Но даже мужу с женой категорически запрещалось это делать в пост, по религиозным праздникам, а также пятницам, субботам и воскресеньям. В общем, если собрать вместе все дни в году, в которые можно было исполнять супружеский долг, их набегало не более двух месяцев. А если еще учитывать, что в одной избе (которая обычно состояла из одной большой комнаты) жили несколько поколений – молодежь, дети и старики, то можно лишь диву даваться изобретательности наших предков. Чтобы придаться плотским утехам пары уходили в поле или на сеновал.
Регламентированные позы
Кроме жестких ограничений в том, когда дозволено заниматься сексом, существовали правила, регламентирующие сам процесс. «В законе» была лишь одна поза «миссионерская», или лицом к лицу, именно в ней супругам было предписано зачинать наследника. И если на исповеди оказывалось, что прихожанин нарушил предписание ему полагалось долгое (от 3 до 10 лет) покаяние.
Категорически запрещалось заниматься сексом в позициях «женщина сверху или мужчина сзади», также греховным и противоестественным считался секс в позиции стоя. Также было рекомендовано воздержаться от поцелуев и не только в интимные части тела, но и в губы. Ведь от поцелуев дети не рождаются, а все что не способствует продолжению рода – великий грех.
Брачный ритуал
Если до прихода христианства словом «блудница» называли незамужнюю девицу, которая свободна и «блуждает» в поисках подходящего избранника, то теперь оно приобрело негативный подтекст и стало ругательным. Великой добродетелью стала считаться девственность, а ее потеря до брака чуть ли не смертным грехом. Поэтому у комнаты, где должно было свершится таинство первой брачной ночи, оставались постельничие. Именно им жених должен был сообщить о том, все ли условности соблюдены и была ли его невеста невинна. Если все было в порядке, те отправлялись к тестю и теще и передавали слова благодарности за сохранение дочери.
Конечно, новые правила не слишком нравились народу, и он реагировал на них по-своему: сочиняя фривольные песни, сказки да прибаутки, в которых рассказывалось о том, как хитрая жена обманывает незадачливого мужа, или о том, как решили женить дурака, а он не знает, что делать в первую брачную ночь. Многие примеры устного народного творчества дошли и до нашего времени, трансформировались в украинские народные песни и частушки. А истории о том, как кум бегает до кумы и по сей день вызывают у нас улыбку. Нескучной вам ночи!