Детская психология: учимся лечить сказками
Сказки – неотъемлемая часть детства. Мама, читающая сказку на ночь – визуальный символ счастливого детства. Из поколения в поколение в любом уголке мира родители читают и рассказывают своим детям сказки.
В сказках сконцентрирована мудрость предков и знания об устройстве мира, о добре и зле, о прощении, о трудностях, которые встречаются на пути и о том, как их преодолеть. О любви и дружбе, о роли женщины и мужчины, об отношениях родителей с детьми, жизненных ценностях, проблеме выбора – обо всем этом можно узнать из сказок.
Феномен сказок привлек внимание современных специалистов по воспитанию детей. И они пришли к удивительному выводу. Оказывается, сказки можно использовать для корректировки психических особенностей в развитии детей. Такой способ чтения и рассказывания сказок для лечения назвали сказкотерапией, и детские психологи активно взяли эту методику на вооружение.
Мы предлагаем разобраться в сути этой интересной и необычной методики и пополнить ею ваш воспитательный арсенал ответственного родителя.
Методика основана на том, чтобы использовать существующие сказки и придумывать свои психотерапевтические сказки для воспитательных целей и помощи в преодолении психологических сложностей детям разных характеров в разном возрасте.
Все сказки можно условно разделить на несколько групп – по содержанию и воспитательной нагрузке, которые они несут. Каждая из сказок чему-то учит, и ее герой находится в определенной жизненной ситуации и находит способ выйти из нее (помните, в сказке добро всегда побеждает зло).
Например, сказки про животных: "Рукавичка", "Теремок", "Зимовье зверей", "Коза-дереза", "Лиса и Журавль". Дети до 5-ти лет ассоциируют себя с животными и такие сказки им наиболее понятны. Из них ребенок черпает свой первый опыт общения.
Есть страшные сказки про ведьм и прочую нечисть. Они погружают ребенка в мир тревог и учат противостоять страху, искать модели поведения для выхода из страшных ситуаций. Чтобы научиться реагировать на раздражитель в состоянии стресса, дети слушают страшилки и вырабатывают психическое противоядие.
Бытовые сказки несут знания о взаимоотношениях между членами семьи, путях выхода из конфликтов. Они интересны детям 5-7 лет и старше.
Волшебные сказки развивают воображение и несут концентрат знаний о духовной мудрости и устройстве мира. Они интересны всем детям, но понятны от 5-ти лет и старше. Есть условно-девчачьи сказки – про принцесс и королев, а есть условно-мальчишечьи, например, "Царевна-лягушка", "Конек-горбунок".
Подобрав сказку, герой которой близок вашему ребенку, на его примере можно учиться преодолевать препятствия, ценить настоящую дружбу, избегать конфликтов. Например, сказка «гадкий утенок» прекрасно подойдет для того, чтобы разобраться и справиться с проблемой неуверенного в себе ребенка с заниженной самооценкой. Или для чтения и обсуждения с приемным ребенком.
Итак, первый метод сказкотерапии – читать с ребенком сказки, которые ситуативно близки к проблемам, волнующим ребенка в данный момент, и после чтения подробно обсуждать главного героя, его поступки, его друзей и врагов, цель, которую он достигал. Ваша цель – связать сказочную ситуацию с жизненной и подробно обсудить ее с ребенком для формирования устойчивого понимания ценностной модели поведения.
Второй метод – родителям самим создавать психотерапевтические сказки для своих детей, рассказывать их, обсуждать поведение героев, вместе придумывать, как герои должны поступать в той или иной ситуации.
Для этого нужно четко понимать, какую психологическую проблему хотите корректировать. Главная цель придуманной сказки – предложить ребенку альтернативный правильный вариант поведения в сложной ситуации, в которой находится ваш ребенок в данный момент времени.
Придумайте главного героя, похожего на вашего ребенка, но без прямых аналогий. «Жила-была девочка …. У нее были каштановые косы и голубые глаза, а ее любимое платье было желтое». Герой должен быть близок и симпатичен вашему малышу, однако он должен быть другим, посторонним, живущим в сказке. Войдите в сказку вместе и познакомьтесь с ее главными героями.
Дальше придумайте «вдруг»: и вот однажды главный герой попадает в трудную ситуацию, сталкивается с проблемой. Проблема героя должна быть похожа на проблему ребенка, а поместив героя сказки в проблемную ситуацию, вы должны заставить его испытать все тревоги и переживания ребенка и красочно их описать.
После этого придумайте, как герой ищет выход и преодолевает трудности. Для этого вам нужно проанализировать в сказке трудную ситуацию со всех сторон. Помочь в этом могут другие герои сказки, которых встречает главный герой на своем пути, и которые отвечают на его вопросы. Очень важно придумать, как в процессе поиска выхода из сложной ситуации главный герой начинает меняться. И только после произошедших в нем изменений и получения всех ответов герой с успехом преодолевает трудности.
Важно подчеркнуть, что только после того, как главный герой изменил свое неправильное поведение на правильное он смог преодолеть все трудности. Сделать это можно, например, устами Главного волшебника или Мудрого чародея, который объяснит герою все-все целиком, укажет на ошибки и покажет правильный выход.
Вы можете придумывать сказки, рисовать сказочных героев или лепить целые сказочные миры из пластилина. А еще – сделать кукол полюбившихся героев и устраивать целые представления.
Такое мягкое "сказочное" воспитание имеет огромное преимущество перед назидательными беседами. Достигая педагогического эффекта, вы создаете целый мир, населяете его героями, в нем происходят нужные вам события и действуют ваши правила и законы, уважаются ваши ценности, и в этом мире вашему ребенку спокойно и легко.