Поколение «Большого пальца»: кто они – те, кого мы воспитываем?
Сегодня «со смартфоном в руках» родилось уже целое поколение молодежи. С младых ногтей они знают, как обращаться с различными гаджетами. Расскажу случай: когда моей дочери было три с половиной года, я с ней часто играла на компьютере в одну детскую игру – элементарную такую, как раз для маленьких деток. Спустя время происходит такая ситуация: захожу в комнату, где стоит компьютер, а мой ребенок усердно «шпилит» в эту игру!
На вопрос, как она вообще включила компьютер (он всегда стоял выключенным) и как отыскала игру, дочь ответила: «Я нажала на эту кнопочку (кнопка включения питания компьютера), подождала, потом нажала сюда, сюда и сюда (показывает порядок выбора команд: пуск, программы и т.д). И так появилась моя игра!»
Я тогда была в полном шоке: ребенок, не умеющий читать, запомнил не только правильное расположение кнопок, но и определенную комбинацию! Или вот еще: сейчас моему сыну два года, а он свободно «сёрфит» на просторах YouTube в поисках малышковых мультфильмов. Притом ему неважно, на каком носителе он будет их смотреть.
Мои дети – яркий пример новых поколений молодежи: поколения Y и Z. Можно сказать, что в нашей стране проживает пять поколений:
1. Пожилые представители «молчаливого поколения». Они родились в период между революцией и Второй Мировой войной.
• Главные события, сформировавшие ценности этого поколения, — индустриализация, коллективизация, репрессии, война.
• Ведущие ценности, сформированные в таких условиях: законопослушность, коллективизм, готовность много работать и жертвовать для «высших» целей.
2. Представители поколения «беби- бумеров» составляют значительную долю сотрудников компаний нашей страны, хотя постепенно замещаются, уходя на пенсию.
• Они выросли в период существенных позитивных изменений в жизни страны: завершение войны и восстановление экономики, «оттепель» после репрессивных лет правления Сталина. Эти и многие другие факторы сформировали поколение, которое позитивно воспринимает мир и уверено в своих возможностях.
3. «Поколение X» многие авторы рассматривают как разочаровавшееся.
• Их детство и взросление пришлись на годы застоя и нарастающего экономического и идеологического кризиса, распада СССР и последовавшего за этим экономического коллапса. В результате для представителей этого поколения характерны прагматизм, привычка рассчитывать только на свои силы, скептическое отношение к идеологии.
4. «Поколение Y» или «поколение миллениума». Для них мир по определению текуч и нестабилен.
• Они хорошо понимают, как быть всегда на связи, и с детства воспринимают мобильную связь, интернет и социальные сети как неотъемлемые условия существования.
5. «Поколение Z», представители XXI века, про которых пока мало что можно сказать — ведь даже родиться успела только одна его половина.
Нужно учесть, что четкой границы между поколениями не существует. В этой статье мы подробней познакомимся с поколением Y (годы рождения с 1983 по 2003, то есть, им сейчас от 8 до 28 лет. И у некоторых ценности продолжают формироваться до сих пор). Его еще называют поколением большого пальца! Связанно это с тем, что сотовый телефон для них существовал практически всегда и эти дети умеют очень быстро набирать на них SMS.
Итак, поколение «нулевых», «миллениумы», «игреки» – поколение, представленное молодежной аудиторией сейчас, в начале двухтысячных. Сейчас мы попытаемся разобраться в характеристиках. Опираясь на результаты исследовании современных социологов, можно выделить следующие качества, свойственные молодым людям поколения Y.
1. У поколения Y хорошо развиты социальные навыки. Они коммуникабельны и контактны (хоть и предпочитают общаться опосредованно – через социальные сети и мобильных телефон).
Яркий представитель этого поколения – основатель «Facebook» Марк Цукерберг родился в 1984 году. (Идеальными Y-компаниями на сегодняшний день можно назвать «Google», «Yandex», «Mail.ru» и другие крупные IT-компании.
2. Развитая коммуникабельность «игреков» напрямую связана с тем, что они с детства имели возможность использовать цифровые технологии и хорошо в них разбираются.
3. При всей своей коммуникабельности «игреки» – индивидуалисты, которым важно выразить свою точку зрения. Возможно, потому что они менее идеологизированы, чем их предшественники.
4. Семья для «игреков» имеет большое значение. Понятие «достойная жизни» – это в первую очередь работа и семья.
5. «Игрекам» не нравится долго заниматься одним тем же. Они не хотят подолгу работать на одном месте и в одной профессии. Они живут сегодняшним днём. У них слабо выражено стремление к долгосрочным планам, они ценят быстро достижимые цели. В самом деле, какой смысл планировать карьеру, если завтра снова рванет бомба в метро, а вот новым iPhone надо успеть попользоваться сейчас, поскольку через год он уже устареет.
6. Сотрудники - «игреки» нацелены на гибкий график и возможность дистанционной работы, чтобы хватало времени для прочих интересов (например, путешествий).
Уже сейчас мир перестраивается под «игреков». Буквально через десять лет основной частью работающего населения будут представители именно этого поколения. Надо понять уже сейчас, что они другие. Система ценностей иная: свобода, развлечения, результат как таковой. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение. Повторюсь, «игреки» не строят долгосрочных планов. Пока ему интересно, человек будет заниматься этой работой, но уже в течение полугода все может поменяться, а строить пятилетние планы он попросту не собирается.
Продолжение следует