Моя твоя не понимай: 5 мифов об изучении иностранного языка с детьми
Ребенок, с малых лет лепечущий по-английски или по-немецки, а в юности свободно владеющий, как минимум, двумя-тремя языками, - «голубая мечта» многих современных родителей. Но мечта эта порождает множество иллюзий и мифов.
Миф 1. Чем раньше ребенок начнет учить язык – тем лучше. В качестве аргумента в пользу этого тезиса чаще всего звучит ссылка на дворян 19-го столетья, которые с малых лет нанимали своим чадам учителей иностранцев – и в результате детишки прекрасно владели языками. К сожалению, эта ситуация не тождественна современной. Общаясь с гувернанткой, носительницей французского языка, не владеющей русским, дети пушкинской эпохи погружались в языковую среду. Сейчас же практикуется просто изучение иностранного языка, а не общение на нем. Поэтому большинство специалистов-педагогов и детских психологов полагают, что спешить не стоит.
Малыш для начала должен уметь отчетливо произносить все звуки родного языка, владеть соответствующим возрасту запасом слов, правильно строить фразы. Возраст формирования этих умений индивидуален: у кого-то он наступает в 5 лет, у кого-то в 7. Разумеется, это не касается деток, в семье которых постоянно говорят на двух языках, поскольку мама и папа разных национальностей.
Миф 2. Для владения иностранным языком ребенок должен выучить как можно больше слов. Важнее всего овладеть не набором слов, а готовыми речевыми клише. Поэтому хорошо, если на занятиях малыш будет запоминать слова непроизвольно, употребляя их в контексте (например, в ролевой игре).
Миф 3. Учить детей устной и письменной речи нужно параллельно. Когда речь идет об обучении иностранному языку дошколят, нужно учесть, что учить их можно только устной речи, причем в веселой игровой форме. Для этого подойдут песенки, стишки, потешки, ролевые игры с предметами, например, «в магазин» или «в больницу». А перед тем, как начать учиться читать и писать на иностранном языке, ребенок должен уметь читать и писать на родном.
Миф 4. С хорошим учителем малыш быстро заговорит на иностранном языке. Родителям не стоит обольщаться этой мыслью, ведь для того, чтобы овладеть языком в совершенстве, кроха должен постоянно находиться в языковой среде – жить в стране носителей языка или быть ребенком иностранца. Хотя первое знакомство с языком сыграет важную роль: на этот фундамент лягут языковые навыки, которые малыш получит в дальнейшем.
Миф 5. Дошколят обучают языку так же, как и школьников. Дошколята еще не способны долго концентрировать на чем-либо внимание. Поэтому во время занятий детям стоит предлагать поочередно разные виды деятельности. Общая продолжительность занятия для 5-леток не должна превышать 30 минут. Кстати, малышам абсолютно противопоказаны долгие скучные объяснения, зазубривание правил и теоритические рассуждения. Главная задача обучения – сформировать у ребенка позитивное отношение к языку и желание его учить.
ВАЖНО: Желательно, чтобы человек, обучающий ребенка, владел не только языковыми навыками, но и опытом работы с детьми. Попросите разрешения у преподавателя побывать хотя бы на первом занятии, при этом обратите внимание на то, как реагирует на педагога и на обучение ребенок: не утомился ли он, по силам ли ему предлагаемые занятия.