В каком возрасте и почему нужно показать ребенка логопеду - советы эксперта
ТОП-4 маркера, которые говорят о том, что у ребенка проблемы с развитием речи
Логопед считается специалистом для деток дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому до 3-4 лет ребенка многие родители даже не задумываются о том, что его можно (или тем более нужно) показать логопеду. Между тем, даже самым маленьким деткам иногда необходима поддержка речевого развития. И чем раньше ее начать, тем больше шансов, что в будущем у ребенка не будет проблем с речью. О том, когда и по каким причинам малыша стоит показать логопеду, мы поговорили с логопедом, основателем детской логопедической школы ЛогоКлуб Аленой Король.
Даже если маму малыша беспокоят какие-то тревожные звоночки, в ее окружении обязательно найдутся свидетели мифических скачков речевого развития. «Молчал до трех лет, потом заговорил предложениями», «мы вообще не агукали, сразу пошли слова» или «мой тоже замолчал на месяц, а потом разговорился». Все эти мифы часто сбивают родителей с толку, и они упускают момент, когда ребенку действительно нужен специалист. По нашей просьбе Алена Король выделила основные нормы речевого развития у малышей, чтобы мамы, наблюдая за детками, опирались на четкие критерии.
Нормы речевого развития ребенка от 0 до 3 лет
От 2 до 4 месяцев. Тренировка артикуляционного аппарата или период гуления. Ребенок, лежа на спине, издает разные звуки (агу, аку), поворачивает голову в направлении посторонних звуков.
От 4 до 6-7 месяцев. Тренировка артикуляционного аппарата или период лепета (многоразовое повторение слогов). «Ребенок, наблюдая за взрослым, повторяет смыкание губ и произносит свои первые губные звуки «М», «П», «Б». Вот откуда идут «мама», «папа» и «баба». Это еще не осознанные слова, как хотелось бы верить родителям. Но это очень важный этап речевого развития», – подчеркивает Алена Король.
До 12 месяцев. В словаре ребенка появляются первые осознанные слова (мама, папа, баба, дай), звукоподражания (тик-так, му, бах) и звуки, которые выражают эмоции.
От 1 до 1,8 лет. Ребенок начинает «набирать» словарный запас, может произнести до 10 слов, объединить их в простое предложение. При этом словарный запас малыша должен постоянно увеличиваться.
С 1,8 до 2 лет. Словарный запас ребенка составляет порядка 50 слов. Появляются первые фразы: «дай пить», «пошли гулять», «включи мультик», «не хочу есть бубу». «Фразы могут состоять даже из двух слов, но они должны появляться. Если их нет, это повод наблюдать за ребенком, – советует Алена Король. – Дольше всего мама может ждать появления первых фраз до 2,5 лет. После нужно обязательно показать малыша логопеду»
С 2 до 3 лет. Ребенок называет предметы, которые видит вокруг. Может поддержать простую беседу, произнести подряд 2-3 коротких предложения. Речь ребенка понятна окружающим. Также до трех лет у ребенка должна исчезать общая смягчительность речи (так называемое сюсюканье). «В этом возрасте у ребенка могут отсутствовать только звуки позднего онтогенеза. Это шипящие «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», звук «Л» и «Р». Все остальные звуки в 3-3,5 года у ребенка должны быть сформированы. К примеру, отсутствие звука «К» или «З» - это уже не норма, и повод для контрольного визита к логопеду», – говорит Алена Король.
«Если, кроме отсутствия звуков позднего онтогенеза, родителей больше ничего не беспокоит, у ребенка есть фразы, словарный запас стабильно увеличивается, родители замечают правильное согласование слов в роду, числе и падеже. Если ребенок не путает слоги местами, может описать предмет, пересказать сказу и выучить стих, – перечисляет Алена Король. – В таком случае на консультацию к логопеду за постановкой звуков можно прийти после пятилетнего возраста, примерно за год до школы. Этого времени вполне хватит, чтобы без напряжения и усилий поставить ребенку все недостающие звуки».
Причины для визита к логопеду в раннем возрасте
«Все нормы сугубо индивидуальны. Если ребенок в два года не разговаривает, это еще не означает, что у него есть какие-то задержки в речевом развитии. Однако утверждать это должна не бабушка или подруга, а квалифицированный специалист. Кроме того, у каждой нормы есть верхняя граница, и как раз несоответствие этой границе уже должно подстегнуть родителей к ранней диагностике»,– говорит Алена Король. Для наших читателей эксперт выделила 5 причин или маркеров, которые могу свидетельствовать о наличии каких-то проблем у ребенка.
Причина 1. Отсутствие гуления и лепета.
Это два очень важных этапа в речевом развитии ребенка. Если хотя бы они из них по каким-то причинам был упущен, это может свидетельствовать о каком-то первичном нарушении в развитии ребенка. Либо бывает, что психофизическое состояние ребенка в норме, но, например, артикуляционный аппарат не потренировался. Тогда в будущем у ребенка может не быть язычного звука «К» – вместо слова «каша» будет «аша» или «таша».
Причина 2. Перерывы в развитии речи.
Период речевого развития ребенка не должен прерываться на длительный период ни до, ни после года. Не должно быть такого, что ребенок лепетал, а потом на месяц-два замолчал. Это самые тревожные сигналы, которые даже в период гуления или лепета должны заставить родителей обратиться к специалисту. Около года у ребенка может уменьшиться речевая активность, так как в этот период появляется осмысление и соотношение слова с образом предмета. Это вариант нормы. Но совсем замолчать ребенок не должен.
Причина 3. Отсутствие навыков коммуникации.
Уже с года родители должны уделять внимание коммуникации как важной составляющей речевого развития. К коммуникационным навыкам относятся отклик на имя, взгляд (зрительный контакт), разделенное внимание (когда ребенок приносит маме игрушку и хочет, чтобы мама посмотрела на этот мотивационный для ребенка предмет). Иногда мамы радуются, что ребенок может полтора часа катать машинку туда-сюда. На самом деле, это может быть признак нарушения коммуникационных навыков. Если ребенок не откликается на имя, не держит зрительный контакт, не требует разделенного внимания, если ему свойственны стереотипные действия – бегает по кругу, перекатывает предметы из коробочки в коробочку или катает машинку взад-вперед длительное время. Это сигналы, которые могут свидетельствовать о расстройстве аутистического спектра.
Причина 4. Отсутствие фонематического слуха
Фонематический слух – это способность мозга слышать и различать звуки родного языка (фонемы). Также это означает понимание начала и конца слова, умение ребенка расставить паузы между словами. В норме у детей двухлетнего возраста фонематический слух уже сформирован. То есть, ребенок в два года способен услышать и распознать все звуки родного языка. Если этого нет, то в будущем у ребенка могут быть проблемы с произношением звуков. Проверить фонематический слух очень просто: поиграйте с ребенком в «охоту на звуки». Попросите его хлопнуть в ладоши, если в словах, которые вы произносите, он услышит определенный звук. Поиграйте в такую охоту неделю-две, постепенно перебрав все звуки родного языка.
Малышам подойдет не каждый логопед
Если вы видите, что в консультации специалиста действительно есть необходимость, обязательно учтите один важный нюанс.
«Обращаясь с детками раннего возраста на консультацию, очень важно спрашивать у логопеда, специализируется ли он на работе с детками раннего возраста. От этого напрямую зависит качество той услуги, которую вы получите. Часто логопеды выбирают себе специализацию (например, логопедический массаж, или логопед-заиколог). То есть, у них есть базовые понятия о работе с детьми любого возраста, но больше знаний и опыта в определенной сфере. В этом случае принципиально важно найти другого специалиста», – резюмирует Алена Король.
Вам также будет интересно почитать:
Говорим красиво: когда и куда вести ребенка к логопеду