«Хоцю пи-пи»: почему взрослый ребенок начал говорить, как маленький

«Хоцю пи-пи»: почему взрослый ребенок начал говорить, как маленький
Взрослые дети могут коверкать слова, сюсюкать и говорить, как маленькие
istockphoto.com

Что делать, если взрослый ребенок начал сюсюкать и разговаривать, как малыш. Три возможные причины такого поведения и рекомендации психологов, как с этим справиться

Вы с нетерпением ждали, когда ваш малыш заговорит. Записывали его первые слова, смеялись над попытками копировать взрослых, а после гордились, как он быстро и ладно составляет целые предложения. Проходит какое-то время, и ваш вполне разговорчивый ребенок вдруг начинает демонстрировать речевой откат к прошлому. Проще говоря, все чаще в разговоре употребляет слова из малышового лексикона. Кто-то сюсюкает, называя маму «мамоська» и требуя «дай касю». Кто-то вовсе «сползает» к звукоподражаниям типа «би-би» и «гав-гав». Почему так происходит, что с этим делать и нужно ли впадать в панику? Мы разобрались в нашем материале.

Почему ребенок разговаривает как малыш

Сразу стоит отметить: никакой патологии в том, что ваш ребенок использует слова из раннего детства, нет. Тревожится нужно в том случае, если говорящий ребенок вдруг совсем замолчал. В зависимости от ситуации это может указывать на сильный стресс, последствия травмы (например, головы), расстройства нервной системы и даже на психические болезни. В любом из случаев нужно как можно раньше показать ребенка неврологу и психиатру.

Если же ваш ребенок может общаться на прежнем уровне, но при этом все чаще имитирует в разговоре малыша, эта проблему вполне можно решить самостоятельно. Главное – правильно отыскать причину. Психологи выделяют несколько ситуаций, которые могут «сподвигнуть» ребенка на откат в речевом развитии. Учтите, что во всех этих ситуациях ребенок сюсюкает на подсознательном уровне, а не из вредности или желания вас позлить

Ситуация 1. В семье появился второй ребенок

С появлением младшего ребенка старшему часто не хватает внимания / istockphoto.com

Как бы ни старались родители, с появлением второго малыша первому ребенку приходится мириться с отсутствием привычного внимания. Вдобавок ко всему, взрослые все чаще начинают апеллировать к его старшинству. Ты же старше, а значит, можешь: подождать, потерпеть, сделать сам, успокоиться, помочь и дальше по списку. Это приводит к тому, что ребенок переоценивает прелести детства.

С точки зрения психологии это выглядит просто: мозг ребенка ищет причину, по которой малышу достается так много внимания. На подсознательном уровне старший решает, что стоит копировать внешнее поведение младшего. Писать в подгузник уже не получится, зато говорить, как малыш, – пожалуйста.

Здесь нужно понять, в каких случаях и с кем ребенок чаще всего общается, как малыш. С мамой, с папой, с бабушкой или с другими близкими родственниками? Кому достается больше лепета и сюсюканья – тому и адресовано «послание» ребенка: мне не хватает твоего внимания, и я не знаю, как его можно добиться.

Ситуация 2. Ребенок пошел в сад или школу

Проблемы в саду и школе заставляют ребенка уходить в детство / istockphoto.com

Первый поход в детский коллектив – это всегда стрессовая ситуация для ребенка. В садике он впервые остается один и вынужден сам, без материнской поддержки, коммуницировать с детьми и взрослыми. В школе ребенок также попадает в незнакомый коллектив, только к этому добавляются еще умственная нагрузка и новая, непривычная для него ответственность. Если он психологически к этому не готов, мозг начинает придумывать пути выхода из ситуации.

Самый простой вариант – это впасть в детство. То есть, откатиться к периоду «до» стрессовой ситуации. Поэтому садиковские малыши обычно вводят в лексикон слова и звуки из младенчества, а школьники используют сюсюканье, стараясь «примениться» к детсадовскому возрасту.

В этой ситуации ребенку однозначно нужна ваша помощь и поддержка. Вот только нужно выяснить, что именно тревожит его в детском коллективе. Спросить напрямую – особенно у малыша, который только пошел в детский сад, не получится. Да и у школьника могут сработать подсознательные защитные механизмы. Попробуйте поиграть с ребенком в садик или школу: задайте условия игры, а он пусть предлагает, что может случиться с героем. Так вы сможете «выведать» проблемные ситуации, и вместе с ним проработать возможные варианты поведения.

Ситуация 3. Конфликтная обстановка в семье

Скандалы родителей ребенок пытается успокоить по-своему / istockphoto.com

Мало кто из взрослых будет ругаться при маленьких детях. Обычно все ссоры и разборки случаются тогда, когда малыш спит, вполголоса и в другой комнате. Однако по мере того, как ребенок взрослеет, родители позволяют себе все больше вольностей. Поэтому детки 4-6 летнего возраста часто становятся свидетелями скандалов. Чем больше таких скандалов в семье, тем сильнее ребенок чувствует себя виноватым и хочет все исправить.

Срабатывает подсознательный паттерн: когда ты был маленьким, такого не было. Отыгрывая эту модель поведения, ребенок может использовать в общении детские слова. Кроме этого, у него может появиться несвойственная ему ранее беспомощность. Например, он будет просить маму покормить его, помочь ему одеться или полежать с ним в кровати, пока он заснет.

Это сигналы того, что ребенок травмирован. Ни в коем случае не ругайте его и не разражайтесь, когда он пытается представить себя малышом.  Психологи говорят, что в этом случае можно «загнать» ребенка еще глубже в детство, и для работы с ним в будущем понадобится психолог. Постарайтесь свести до минимума конфликты в семье и сделайте так, чтобы ребенок не был их свидетелем. В крайнем случае, лучше на время разъехаться с супругом: это будет для него меньшей травмой, чем регулярные скандалы.

Ребенок разговаривает как малыш: что делать

Будьте терпеливы с ребенком и уделяйте ему больше внимания / istockphoto.com

Выяснив причину такого поведения, нужно работать именно с ней. Однако есть общие рекомендации психологов, которые подойдут к любой из ситуаций. В первую очередь, не нужно резко одергивать ребенка, кричать на него и тем более высмеивать. Помните, что это подсознательный защитный механизм, и ребенок в любом возрасте не может с ним справиться усилием воли. Однако точно так же не стоит игнорировать сюсюканье и общаться с ребенком, как ни в чем не бывало.

Оптимальный вариант: сказать, что не понимаешь и попросить, чтобы ребенок повторил правильно. Да, возможно вам придется говорить это 15-20 раз в день, но делать это нужно спокойно. Можно объяснить ребенку, как стоит добиваться желаемого. Например, спросить: «Ты говоришь, как маленький, чтобы тебе помогли? Можешь попросить об этом прямо, я всегда приду на помощь».

Вне зависимости от причины проблемы старайтесь уделять ребенку больше вашего времени.  При этом не «скатывайтесь» с ним детство, а наоборот, подчеркивайте прелести и положительные стороны того, что он взрослеет. Делайте упор на его сильные стороны и достижения, поощряйте увлечения по возрасту. Занимайтесь с ним тем, что доставляет ему удовольствие (чтение, рисование, лепка, настольные игры). Помните, что рано или поздно эта привычка уйдет. Только от вашей спокойной реакции зависит, как быстро это случится.

Вам также будет интересно почитать:

8 вещей, о которых ребенку лучше не знать: не говорите об этом при детях

11 вредных фраз, которые мы постоянно говорим ребенку

 


Облако тегов


Материалы по теме

Аудиосказки

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK