Стоп, буллинг: виды травли детей в классе, и как помочь ребенку
В Украине каждый четвертый ребенок сталкивается с травлей в школах, и почти половина из детей ничего и никому не рассказывает, оставаясь со своими проблемами наедине. Как помочь ребенку выйти из круга булинга?
Прошло вот уже более 35 лет со времен выхода на экраны фильма «Чучело», нет больше той страны, в которой происходили события, система школьного образования рассказывает нам о реформа, но в отношении буллинга мало что изменилось…
Что такое буллинг и почему дети начинают делить мир на своих и чужих?
Слово буллинг обозначает агрессивное преследование одного из членов группы, а виды травли стали более изощренными, например кибер-буллинг… Но в целом будь то в частных школах или в государственных, в классах, где 12 человек или 35, мы можем встретить это явление – травлю, агрессию, жестокое преследование того, кто чем-то не похож на остальных.
Сейчас уже в 3–4-х классах мы можем наблюдать все признаки булинга. Потому что наступление подросткового возраста сильно сместилось. Подростками становятся в 10 лет, а не в 13–14, как было ранее. А для подростков на первый план выходит потребность принадлежности к группе. Они начинают жестко делить мир на «своих» и «чужих», всеми силами стараются стать «своими» и объединяются против чужаков.
Кто виноват в буллинге
Первые детские коллективы образуются еще в садике. Но поскольку посещение садика не является регулярным или обязательным, да и дети слишком малы, они больше взаимодействуют с игрушками друг друга, чем между собой, в детских садах конфликты между детьми носят ситуативный характер.
В школе же мы получаем группу детей, собранных вместе по случайному принципу и обязанных находиться вместе довольно много времени. Их никто не спрашивает, хотят ли они быть вместе, никто не задумывается, совместимы ли они в принципе, то есть сама среда в этом случае действует насильственно.
Далее многое зависит от учителя, от взрослого. Если учитель в меру строг и дружелюбен, не боится брать на себя ответственность, он способен даже из такой разнородной группы сделать коллектив, который успешно взаимодействует. В противном случае, когда учитель работает по принципу «вас много – я одна», «я только читаю предмет», мы получаем изначально насильственно созданную среду, в которой еще и нет лидера. Тогда лидерские позиции занимают дети-агрессоры.
Кто они, дети-агрессоры?
В травле всегда 4 группы участников, о 2-х из которых постоянно забывают, обсуждая проблемы буллинга.
1. Ребенок-агрессор формируется в семье, в которой его либо агрессивно прессуют, либо просто игнорируют, обеспечивая материальные потребности, но не замечая душевные. Бывает, что агрессором становится ребенок разводящихся родителей, который болезненно переживает происходящее в семье и не находит иного способа справиться со своими чувствами.
В любом случае ребенок-агрессор – это тот человек, которому по каким-то причинам не хватает эмоционального тепла и поддержки. И вот он приходит в школу. Если в ней классная среда достаточно дружелюбна, педагог чуткий и понимающий, то негативные проявления потенциального агрессора будут уравновешиваться и носить скорее характер вспышек. Если дружелюбия нет, дети предоставлены сами себе – негативные импульсы будут сбрасываться на одноклассников.
2. Свита агрессора - дети, которые мучительно боятся оказаться на месте жертвы. Поэтому они принимают сторону силы, думая, что с этой стороны агрессор их не заметит. Часто они выступают катализаторами процесса травли, провоцируя агрессора. Опять же в силу того, что опасаются – если перестанут травить жертву, то могут начать травить их.
3. Жертва - дети, которые чем-то отличаются от других, либо провоцируют буллинг собственным поведением. В любом классе есть условно «иные» дети, они могут быть странными, чудаковатыми, но в данном случае задача педагога легализировать эту инаковость, придать ей позитивный социальный смысл.
Любые детские поведенческие особенности, негативно воспринимающиеся группой, регулируют взрослые.
Например, ребенка, который любит быть один, на перемене ищет укромное пространство для уединения, можно назвать интровертом, который устает от большого количества контактов и нуждается в покое. Плаксу можно назвать творческой и чувствительной натурой. «Очкарика» похвалить за стильные очки и сказать, какой солидности они придают образу. Тому, кто неопрятно ест и вызывает смешки, всегда можно помочь и научить, как вести себя за столом. Неловкого поддержать за смелость попытки. Все это задачи взрослых, и это трудные задачи, от которых взрослые пытаются откреститься.
4. Свидетели - многочисленная, невидимая группа. Дети, которые наблюдают, что происходит вокруг них каждый день, напрямую не участвуют в происходящем, но испытывают по поводу него разные чувства. И что делать с этими чувствами, они совершенно не представляют. По последним исследованиям проблемы буллинга, свидетели травмируются даже больше, чем сама жертва.
Как поступить, если в классе буллинг: бежать или воевать
Что же делать, если в классе, где учится ваш ребенок, есть буллинг? Если жертвой стал ваш ребенок?
- Ошибочное мнение заключается в том, что психологу нужно работать с жертвой буллинга, учить ее быть социально-приемлемым. Или работать с агрессором, уча его управлять гневом.
- Ошибочная позиция школы в том, что решение проблемы буллинга – это только задача школьного психолога в работе с жертвой и агрессором и воспитательная работа администрации с родителями. Обычно родителей агрессора «поддавливают» забрать документы, родители жертвы бегут сами.
- Неправильно также считать, что буллинг, как и конфликт, можно разрешить медиацией – мол, достаточно лишь примирить, подружить агрессора и жертву.
Что делать взрослым?
- Администрация школы должна признать факт травли и взять на себя ответственность за ее устранение. Часто для группы бывает достаточно того, что появляется ответственный взрослый, он называет вещи своими именами, дает каждому высказаться и говорит о том, что недопустимо и больше так не будет.
- Работа психолога с агрессором с позиции силы бесполезна. Агрессора нужно «приручать» нормальным человеческим отношением, нехватка которых и пробудила в ребенке звериные инстинкты.
- Работа педагогов со всей группой, вывод свидетелей в актив класса. Как правило, это хорошие, спокойные дети, которым просто не хватило поддержки, чтобы более активно себя проявлять.
На самом деле буллинг – болезнь группы. И лечить нужно всю группу. И меры должны быть комплексными. Конфликт – это отношения равных, он возникает в точке пересечения интересов. Буллинг – это отношения неравные, цель одного – подавить, подчинить другого. То есть это насилие. Любое насилие можно остановить. Это в наших силах.
Также вам интересно будет прочитать: травля в школе: как уберечь своего ребенка от булинга