Системы образования разных стран. Пакистан
Согласитесь, при одном лишь упоминании Пакистана, в голове немедленно возникают либо картины яростных перестрелок между талибами и смертниками, виденные в телевизионных сюжетах и кино, либо страна, порабощенная нищетой и антисанитарией с самым жесточайшим климатом, который только можно придумать – резкие перепады от обжигающего арктического холода до испепеляющей африканской жары. Даже пакистанские дети представляются нам не иначе, как малолетними фанатичными террористами. На деле же все совсем не так.
В Пакистане, как и в любом другом государстве, люди живут вполне счастливо, рожают и воспитывают детей, по возможности дают им образование и усердно трудятся на благо своей страны. А воспринимаем мы Пакистан именно так, как я написала выше из-за определенной политической пропаганды, но в большей степени потому, что эта страна достаточно сильно отличается от европейского стиля и качества жизни.
Но мы не будем здесь рассматривать тонкости политической системы Пакистана, а остановимся на системе образования, которая представляется мне исключительно интересной.
Итак, Пакистан – мусульманская страна, где жизнь людей полностью подчинена законам Шариата. Причем настолько, что абсолютно каждый пакистанец на свой второй день рождения обязательно получает в подарок специальную детскую книгу, которая называется «Супара», в которой изложены основные положения Корана и различные молитвы и обряды.
Разумеется, ребенок не разучивает их самостоятельно, а делает это в компании таких же малышей под присмотром учителя в специальной группе, сформированной при мечети. В европейском понимании такие группы можно обозначить как детские ясли, основные занятия в которых направлены
на изучение традиций и аспектов Ислама.
В таких группах учитель читает строки из книги, а малыши повторяют за ним. И так до тех пор, пока не выучат нужный отрезок текста. Стоит отметить, что до недавнего времени подобный вид образования (религиозные группы при мечетях) – это был предел, который могли позволить себе малообеспеченные жители Пакистана.
И совершенно понятно, что при таком способе получения образования, почти все зависит от знаний и авторитета учителя. Если учитель – эрудированный человек, можно считать, что его ученикам повезло, их знания будут обширными и качественными. В противном случае – все случится с точностью наоборот, но и при таких раскладах никто в Пакистане не посмеет упрекнуть преподавателя. Ибо здесь Учителю (а к представителям этой профессии здесь относятся именно так, с уважением с большой буквы) никто возражать не то что не смеет, а и не помышляет об этом.
Современная общая система образования Пакистана копирует британскую. Так, например, дошкольные учреждения здесь, которые дети начинают посещать с 3 лет, разбиты на три этапа: игровые группы, ясли и детский сад. Вместе с тем, несмотря на многочисленные попытки активистов изменить ситуацию в лучшую сторону, общий уровень грамотности населения оставляет желать лучшего. По статистике, начальную школу в Пакистане (а это всего 5 классов) закончили только 60% детей.
Начальная школа в Пакистане представляет собой смешанные классы, где девочки учатся вместе с мальчиками. Начиная с 6 класса тех, кто пожелал (или смог) продолжить обучение, уже разделяют по половому признаку и распределяют в женские и мужские классы.
Из основных дисциплин, изучаемых в общей средней школе, обязательны урду – национальный язык Пакистана, английский язык, математика, изобразительное искусство, общественные науки, исламоведение и информатика.
6-8 классы считаются в Пакистане младшей средней школой, после 10 класса дети выходят с аттестатом о профильном среднем образовании. Дальше можно поступить в колледж и через два года (ровно столько длится обучение) ученик, обладающий теперь достаточно солидным багажом профильных знаний, может поступать в университет.
Обучение в пакистанских колледжах, которые называются «английскими», как правило, платное. Но местные жители стараются отдавать детей именно в такие школы, поскольку их окончание дает возможность поступить в вуз и продолжить учебу.
Преподавание в таких школах преимущественно на английском языке, а потому для поступления сюда надлежит вначале пройти курс обучения в специальном дошкольном учреждении, где ребенка ознакомят с азами английского. Если родители не желают, чтобы их малыш учился на таком «подкурсе», ребенку придется при поступлении в «английскую» школу сдавать вступительные экзамены: математику, английский и урду.
Наряду с «английскими», в Пакистане существуют и традиционные школы. Набор в них проводится с 6 – 7 лет, обучение длится 10 лет и является бесплатным. Наряду с изучением основных дисциплин, здесь большое внимание уделяется местным обычаям и традициям, новые методы в образовании здесь не приемлют, а изучение Корана является основополагающим.
В таких школах тоже есть разделение: в первом варианте детям преподают общепринятые дисциплины, а во втором – количество общих предметов сведено к минимуму и весь процесс обучения занимает изучение Корана. Такая программа образования называется хафизная. По какой программе учиться выбирает сам ребенок. При выборе хафизной программы, его переводят в специальный класс, где все предметы преподает хафиз. По окончании 6 класса ребенок сдает специальные экзамены и в случае успеха сам становится хафизом и автоматически может тем самым продолжить свое обучение. Но зачастую, после окончания такой программы дети завершают свое знакомство с науками в принципе. После выпуска из традиционной школы, девочки обычно остаются дома и ведут хозяйство, а юноши могут либо поступить в специальный Исламский университет и продолжать изучение Корана, либо открыть небольшой частный бизнес.
Наряду с перечисленными выше школами в стране существуют и так называемые школы «будущего». Предметы в этих школах в основном ориентированы на европейское образование, проводится усиленное изучение популярных европейских языков, но и изучение Корана, тем не менее, стоит на первом плане. Другими словами, после окончания такой школы, ребенок может продолжить образование в любом вузе Европы, либо же остаться в стране.
Самой популярной подобной школой является Beacon House. Обучение тут ведется по Кембриджской системе, а наряду с этим изучается хадисоведение, урду и пакистанские традиции. То, что школа имеет филиалы в таких странах как Венгрия, Германия, Швейцария и Канада говорит об уровне преподавания.
В стране есть и работают разные ВУЗы, в них даже можно получить степень магистра. Продолжительность обучения зависит от выбранного предметного образования. Можно даже получить докторскую степень. Но проблема в том, что никому практически эта наука не нужна. Местные жители получают свой минимум и идут в «свободную» жизнь. Правительство настолько халатно относится к этому вопросу, что во многих мелких селениях Пакистана до сих пор сохраняется крайне высокий уровень общей безграмотности населения. А как таковое образование обычному, не обладающему деньгами, человеку получить просто нереально.