Эволюция системы образования: кто и зачем придумал школу
Неотъемлемым процессом для общества является образование, происходящее от слова «bildung», что в переводе с немецкого означает «образ». Оно направленно на обучение и воспитание не только людей, но и всего государства в целом, в результате чего человек раскрывается как личность, а также приобретает определенные навыки, нормы, ценности и знания. Чтобы подробнее разобраться в смысле обучения и понять, какую роль и место оно занимает в современном мире, проанализируем эволюцию системы образования.
Изначально обучение человека осуществлялось в домашних условиях, передаваясь от старшего поколения к младшему. Дети приобретали знания, навыки и опыт родителей путем повседневной деятельности и общения: учились готовить еду, изобретать орудия труда, лепить посуду, пасти скот, а также обучались танцам, культовым действиям и обрядам.
В дальнейшем, с зарождением новых государств, когда изобрели письменность и математическую символику, возникла необходимость в образованных людях, обладающих специальными знаниями и навыками. Это послужило резким толчком для переворота в специфике обучения, что требовало особой подготовки и организации. В первую очередь нужны были учителя, знающие толк в обучении, а во-вторых, требовалось построить специальные учреждения, чтобы дети смогли в них получить необходимое образование.
Именно так и появились первые специализированные учебные заведения в Египте и Вавилоне, основанные на древневосточной системе образования около III тысяч лет назад до нашей эры. Здесь обучали грамоте, письму, математике, религии, мифологии, гимнастике и музыке. Такие учебные заведения именовались «Домами табличек» в Вавилоне и «Домами писарей» в Египте - их библиотеки считались центрами культуры, поскольку были оснащены клинописными ценными текстами. Обучение в таких учреждениях начиналось с 5 -7 лет, а заканчивалось в возрасте 20-25лет. За опоздание, плохое поведение и неаккуратный почерк широко применялось телесное наказание, что считалось нормой, дабы ребенок рос дисциплинированным и послушным.
Во времена античности система образования стала набирать обороты, и появились крупные «школы», что в переводе с древнегреческого означало «schole» - место, где можно справить свой досуг и отдохнуть. В школах древнегреческой системы образования существовало три вида воспитания: спартанское, афинское и римское.
В Спарте все школы были государственными, включающими в себя военное образование – единое для всех детей, как для мальчиков, так и для девочек, главной целью которого было подготовить физически сильного, выносливого и мужественного «воина-защитника». Дети воспитывались при школе с самого рождения и до 18 лет, приобретая там образование по всем дисциплинам, навыки послушания и умения преодолевать трудности.
В Афине школьное образование получали только мальчики, девочки воспитывались в домашних условиях. Все афинские школы были частными – здесь учили писать на восковых дощечках обычными палочками, считать при помощи пальцев, счетов и камней, петь и танцевать. Основной задачей такого обучения являлось воспитать идеальную, развитую морально и всесторонне, личность.
В Древнем Риме главной ценностью являлось государство, а не личность человека. В результате социально-классового расслоения страны, обучение поделили на два типа: платные школы для среднего населения, в которых учили письму, счету и чтению, и грамматические школы для высших слоев, с углубленным изучением философии, риторики, греческого и латинского языков. Детей низших сословий отправляли на долгий срок обучаться мастерству и навыкам к ремесленнику, торговцу или же купцу.
Помимо этого в древнегреческой системе образования существовали риторические школы, обучающие астрономии, математике, философии, умению вести споры и диспуты. Такие школы в дальнейшем стали государственными учреждениями, а учителя, благодаря этому, начали получать ежемесячное пособие за свои труды.
Времена античности послужили начальной ступенью для развития образования в эпоху Средневековья, о котором мы поговорим в следующий раз.