Методики раннего развития: плюсы и минусы
Методика Монтессори
Ее особенность заключается в простых физических упражнениях, направленных на развитие мелкой моторики и речи (аппликации, рисование, игры, танцы и песни, конструирование и лепка). Главное, чтобы ребенок все делал самостоятельно. Поэтому задача родителя – организовать весь процесс и обеспечить ребенка всем необходимым. В данной методике малыш сам выбирает, во что ему играть, чему хочет обучаться. Родитель помогает и направляет кроху, подсказывая, что и как делать. Стартовать можно с 2,5 лет. Примеры занятий: перекладывание руками из тарелки в тарелку риса (гречки), нахождение крышки для бутылки нужной формы, знакомство с предметами (достаете из мешочка разные объекты, называя их), вырезать ножницами по контуру. Здесь важна сама презентация процесса. Все разложить, расставить, продемонстрировать, что нужно сделать и рассказать, как это осуществить.
Читайте также Методика Монтессори: «за» и «против»
+ Вырабатывается самостоятельность принятия решения, внимательность, дисциплинированность, наблюдательность.
+ Развитие левого полушария, которое отвечает за моторику, логику и аналитику.
— Соответственно правое полушарие, отвечающее за творчество, не развивается.
— Нет активного физического развития.
— Отсутствует элемент коммуникации и социализации.
— Не всем методика может пойди. К примеру, активные и творческие дети очень быстро заскучают.
Методика Николая Зайцева
Нацелена на обучение детей чтению и счету в раннем возрасте. При этом для чтения используются кубики. Они бывают разного цвета. На них изображены разные слоги (пара из согласной с твердым или мягким знаком, из согласной и гласной или одна буква — ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т). Обучение счету происходит при помощи числовых рядов.Сам процесс проходит в веселой и игровой форме. Дети поют эти слоги, прохлопывая их в ладоши, бегают и прыгают. По тому же ринципу осуществляется и знакомство с математикой — по специальным таблицам дети делают арифметические действия. Стартовать можно с 2 лет.
+ Обучение счету и письму.
+ Развитие творческого мышления, тренировка зрительной памяти.
— Не происходит развития мелкой моторики, которая нужна при подготовке к письму.
Читайте также 5 развивающих игр по методике Монтессори для детей от года до трех
Метод Глена Домана
Его особенность — это карточки, на которых крупными красными буквами напечатаны слова. Эти слова нужно громко произносить малышу вслух. Занятия проходят регулярно по несколько раз в день. По мере освоения можно присоединять и карточки, обучающие счету. Они выглядят точно также, но уже вместо слов – точки. В данной методике рекомендуется выполнять регулярно разные физические упражнения, начиная с рождения.
+ Запоминание большого количества информации.
+ Тренировка зрительной памяти.
+ Физическое развитие.
+ Из-за регулярности занятий родители больше времени проводят со своими детьми.
— Ребенок запоминает не отдельные буквы, а все слово, сопоставляя его с картинкой.
— Нет практического применения знаний.
— Малыш может быть «ходячей энциклопедией», но в нужный момент не сообразит использовать свой багаж знаний.
Система Никитиных
Дети обучаются творческому мышлению и свободны в своих проявлениях. Родители могут предлагать варианты и способ, но не делать выбор за ребенка. Малыш занимается столько, сколько сам хочет по времени, сочетая при этом спорт и другие виды деятельности. Если у крохи не получается то или иное задание – не беда. Просто его нужно отложить до момента, когда ребенок подрастет.
Спорт в данной методике стоит на первом месте. Закаливания с самого рождения, ежедневная обязательная зарядка, спортивный уголок в доме.
+ Подразумевает домашнее обучение.
+ Рациональная организация своего времени.
+ Умственное, творческое и физическое развитие.
— Мало внимания удаляется развитию речи.
— Очень жесткие грани спортивной жизни и закаливания (хождение босиком по снегу, обливание ледяной водой).
Методика Макото Шичида
Основана на физиологии строения мозга ребенка и успешно используется во многих цивилизованных странах. Любовь — самый главный элемент в воспитании и развитии детей! Все дети рождаются гениальными, но неправильное обращение с ними в раннем возрасте, не позволяет развиваться природным способностям. Важно обнимать ребенка не менее 8 раз в день и внимательно его слушать.
Достаточно заниматься 30 минут в день, меняя вид занятий каждые 10 минут, все должно происходить в игровой форме. Развиваем воображение – взрослый рассказывает простую сказку, ребенок изображает услышанное. Принцип игры «мемо» — показываем карточки малышу несколько секунд, затем переворачиваем и просим найти картинку. Лабиринты и анаграммы разной степени сложности способствуют развитию пространственного воображения и сообразительности. Хвалите ребенка правильно. В систему так же входит прослушивание классической музыки, обучение по определенной системе игре на музыкальных инструментах и еще много интересного. Важно, что в систему раннего развития Макодо Шичиды в обязательном порядке входят активные игры в помещении и на свежем воздухе.
Вывод напрашивается сам собой: необходимо найти ту самую золотую середину. Не стоит всецело поглощаться какой-то одной методикой. На самом деле – просто проводите больше времени со своим ребенком. Объясняйте ему, что зачем и почему растет и живет в лесу, парке, читайте вместе книжки, рисуйте, танцуйте. Для крохи будет ценнее ваше внимание. И не забывайте, что ребенок должен развиваться постепенно и последовательно. Не нагружаться всем и сразу. Подарите ему все-таки детство!
Также вам интересно будет прочитать: волшебная методика Джанни Родари