Странные игры детей: когда родителям стоит беспокоиться
Детство - время игр. Но некоторые из них вызывают у родителей недоумение. Может, мама с папой просто не понимают детского интереса и мотива, препятствуя постоянным разрушениям или играм вообще без внятного сюжета
Вспомните, как часто родители находят игры, которыми увлечен ребенок, попросту вредными, иногда не понимая, что в них может быть интересного или настораживает то упорство, с которым малыш снова и снова играет в одно и тоже, несмотря на попытки его переключить. Например, мама с папой проще отнесутся к игре в магазин или в пожарных, чем к игре без сюжета или в постоянные драки или разрушения.
Играет в то, что в голову пришло
Конечно, такие игры могут действительно сигнализировать о серьезных трудностях и вы можете обратиться за помощью к психологу, чтобы проверить свои подозрения. Однако часто оказывается, что все проще, чем может показаться на первый взгляд. Помогает тут наблюдение за ребенком и его эмоциями и попытка ответить на вопрос: «Чем именно это ему нравится?». Так можно разглядеть неочевидный смысл игры и начать проще к ней относиться. Примените этот подход к играм, кажущимся вам странными.
Слишком простая игра
"Давай мы построим для него парковку", - предлагаем мы ребенку, который самозабвенно гоняет по кругу гоночный автомобиль. То, что малыш не поддержит нашу идею, может быть вполне рядовой ситуацией, но если так происходит слишком часто, это начинает нас беспокоить. Почему машины только ездят и даже ничего не перевозят? Почему животные только стоят или ходят, но не разговаривают друг с другом?
Что это значит Для детей в возрасте двух-трех лет это часто оказывается естественной формой развития игровой деятельности, так называемой «сенсомоторной» игрой. Это значит, что ребенок получает удовольствие от самого процесса: ему приятно катать машину по полу, бить палочками по барабану или методично разрывать листы бумаги. А может быть, что сюжет есть, просто ребенок его не озвучивает.
Сплошное разрушение
Многих родителей удручает, что их ребенок любит ломать собственные постройки, а вовсе не стремится придумать что-то новое и сложное. Иногда кажется, что тщательно сделанная постройка станет основой для яркого сюжета. «А кто же будет в этом замке жить?» - спрашивает мама и тут оказывается, что замок был не для этого и куда приятнее смотреть на то, как он падает, чем населять его сказочными героями.
Что это значит Чаще всего это вовсе не является признаком того, что у ребенка проблемы с воображением или «силой воли», а ему действительно приятно увидеть то, как по его собственному желанию рушится то, что он только что возвел. Такая игра дает ему возможность контролировать ситуацию, влиять на ее исход, ведь именно автор игры решает, когда именно постройка будет разрушена.
Агрессия во время игры
Ребенок испытывает сильную злость во время игры. «Вот тебе!», - восклицает он и отрывает кукле голову. Конечно, это может свидетельствовать о повышенном уровне его агрессивности, однако есть вариант, что это «ситуативная» злость, которая возникает именно в игре.
Что это значит Вообще-то тема агрессии присутствует в нашей культуре и крайне сложно избежать знакомства ребенка с ней. Например, Колобка съели, а Кащея Бессмертного убили. Любой ребенок может играть за «злых» героев и при этом не иметь поведенческих или эмоциональных трудностей.
Притворяется малышом
Иногда мы умиляемся тому, как дети изображают себя в детстве, Говорят утрировано детским голосом, просятся на ручки и громко хнычат, изображая трудности. В то же время это может стать поводом для беспокойства, когда кажется, что это происходит слишком часто или, например, ребенок просит сделать что-то, что он или она уже может делать самостоятельно.
Что это значит Зачастую это повод почувствовать вашу заботу и внимание, однако может действительно быть способом ребенка избегать трудных действий. Тогда это может быть поводом пересмотреть список рутинных дел, которые ребенок делает в течение дня. Возможно, в каких-то из них ему нужно чуть больше помощи, чем кажется.
Слишком «серьезные» темы
Кажется, что есть темы, в которые невозможно играть с удовольствием. У родителей возникает изумление, когда ребенок выбирает в качестве сюжета, скажем, роды, тяжелые операции или похороны. «Так, ногу придется отрезать. Дайте скальпель!».
Что это значит Это часть окружающей его жизни и так он с ней может ее исследовать безопасным для себя образом.
Изображает придуманный персонаж
«На какую площадку мы пойдем», - спрашивает мама и слышит в ответ: «Мяу!». Это ребенок решил изображать котенка и теперь родителям приходится переводить свои слова с человеческого на кошачий. Конечно, иногда это бывает не вовремя или слишком долго.
Что это значит Ребенку приятно перевоплотиться в воображаемый персонаж, например, в кота, робота или инопланетянина. Это позволяет ему получать внимание, контролировать ситуацию и исследовать необычные для себя роли.
Не стоит поспешно делать ребенку замечания, используя такие фразы:
- “Опять ты играешь в эти машинки?”,
- “А нет какой-то хорошей игры?”,
- “Почему они все время ссорятся?”
Лучше понаблюдайте за малышом, и вы поймете скрытый смысл настоящей детской фантазии, полета разума и детской наивной непосредственности.
Также вам интересно будет прочитать: чем полезны игры с конструкторами