Почему в машине руль круглый, а не квадратный
Часто мы ставим себя в тупик самыми элементарными вопросами: что было первым – курица или яйцо? Почему небо голубое? Почему дует ветер? Одной из таких тем для размышления является вопрос – почему руль круглый? И он так же, как и вышеупомянутые вопросы имеет рациональное объяснение.
У первых машин руль представлял собой подобие кочерги — по типу румпеля парусного судна. Но уже в конце 19 века люди поняли, что колесо – практически идеальная форма основного органа управления автомобиля. Почему она популярна до сих пор?
Чтобы убедиться, что круг — наилучшая форма автомобильного руля, достаточно помнить, что от упора до упора «баранку» приходится проворачивать заметно больше чем на 180º. Если уменьшить угол поворота, то слишком уж сильно будут поворачиваться передние колеса авто при малейшем отклонении руля от нулевого положения. Из-за этого, случайное шевеление «баранкой» на высокой скорости обязательно приведет к аварийной ситуации. По этой причине руль создан так, что для поворота колес машины нужно перехватить рулевое колесо как минимум один раз.
Круглая форма руля – удобна для моторики рук и быстрого реагирования. Именно поэтому рули делают кольцеобразными, чтобы человек хоть с закрытыми глазами, не задумываясь над своими движениями, мог его перехватить, вне зависимости от текущего положения колес. То есть, круглый руль – это одновременно и удобство, и необходимость безопасного вождения.
Исключения из правил
Нельзя сказать, что сегодня абсолютно все авто имеют рули круглой формы.
Иногда попадаются модели, у которых дизайнеры «срезают» небольшой сегмент — самую нижнюю часть «круга», находящуюся в непосредственной близости от водительского живота. Делается это, как правило, из соображений «быть не как все», а также ради большего удобства посадки высадки шофера (например, если шофер пухленький). Но заметьте — убирают именно небольшой сегмент, чтобы, не дай Бог, не нарушилась общая «круглость» рулевого колеса.
В этом смысле исключением можем считать рулевое «колесо» гоночного авто, например, из серии Формула-1. Там «квадратный» руль — скорее правило. Прежде всего это связано с тем, что гоночной машине не нужно парковаться задом, что исключает необходимость поворачивать колеса на большие углы. А для управления ею на высоких скоростях, достаточно поворачивать даже не руль, а штурвал (как у самолета) на углы меньше 90º в каждую сторону, что исключает необходимость для пилота перехватывать его в процессе управления.