Особенности развития речи ребенка до года: нормы и паталогия

Антонина Галич, педиатр, семейный врач ,
13 декабря, 2018 09:00 / Развитие
Особенности развития речи ребенка до года

Особенности развития речи ребенка до года

Для каждого возраста существуют определенные нормы развития речи. Ориентируясь на них, многие родители могут отслеживать ее правильное формирование и при надобности своевременно обращаться к специалистам за консультацией и помощью.

Читайте также8 волшебных фраз, которые нужно говорить перед сном ребенку любого возраста

Несмотря на то, что первые осознанные слова ребенок произносит ближе к годовалому возрасту, речь у него начинает формироваться с первых дней после рождения, так как мозг крохи впитывает весь поток информации, подобно губке. Такое изначально пассивное восприятие речи изо дня в день и формирует речевое развитие ребенка.

istock-579440992

В самые первые месяцы после рождения в качестве речи ребенок использует только плач и крик, которые со временем приобретают различные интонации, благодаря которым родители начинают распознавать потребности крохи.

Читайте такжеЗагадки для детей про зиму и Новый год на украинском и русском языках

Уже к двухмесячному возрасту малыша каждый родитель с нетерпением ожидает от него первого гуления, всячески стимулируя его к этому. Впервые произнесенные «агу» ближе к двухмесячному возрасту и есть первой нормой в речевом развитии ребенка.

С 4 до 7 месяцев проходит период активного «лепетания» - воспроизведения множества звуков, особенно гласных. Это так же является ориентиром на то, что у ребенка происходит нормальное формирование речи. Если же такое явление как гуление и лепет у крохи отсутствуют, следует немного насторожиться и проконсультироваться со своим педиатром, который, возможно, направит ребенка на консультацию к неврологу.

Развитие речи – это не только произнесение слов и звуков, но и понимание ребенком речи других людей. Родителям необходимо обращать внимание на то, как малыш реагирует на разные звуки, на речь и на то, что происходит вокруг него. Именно поэтому в этом возрасте родители активно используют различные погремушки.

istock-503371267

Ближе к годовалому возрасту ребенок уже может иметь в своем активном словарном запасе от нескольких слов до пары десятков слов. В пассиве он имеет их значительно больше.

Читайте такжеТОП-5 развивающих книг для детей от 0 до 3 лет: маме на заметку

Несмотря на то, что существуют определенные нормы развития речи детей, каждый ребенок очень индивидуален, и если он не произносит слова в 11-12 месяцев, это еще не значит, что у него существует задержка речи. Возможно, он наверстает их уже в ближайшее время и опередит свои сверстников.

Конечно же, родители должны как можно чаще использовать «провокативные» меры, стимулируя тем самым ребенка «агукать», лепетать, произносить звуки и слова.

Для этого есть масса методов, используя которые родители могут более тщательно активизировать развитие речи ребенка: берите как можно чаще ребенка на руки, качайте его, обнимайте. Интересно, что тех детей, у которых диагностирована задержка речи, специалисты рекомендуют брать на руки как можно чаще, даже если это трехлетний ребенок.

Первый речевой опыт ребенка – это жесты и мимика. Старайтесь как можно чаще просить ребенка показать определенную игрушку, свою часть тела, указать, куда он хочет пойти. Невербальное общение – это главный этап развития речи ребенка. Старайтесь не пренебрегать им, так как он очень важен для его развития. Бывают случаи, когда ребенок в возрасте от одного года до трех лет лишь накапливает пассивный запас слов, прислушиваясь и запоминая все, что слышит вокруг.

istock-156026594

Так как ребенок долгий период лишь накапливает информацию, то необходимо как можно чаще читать ему сказки, стихи, потешки. Можно пробовать читать по ролям: «Гуси-гуси». «Га-га-га».

Так как все развитие детей должно быть построено в игровой форме, то используйте звуковые игрушки.

Читайте такжеГоворят дети: смешные фразы детей о родителях и семье

Развивайте и тренируйте с ребенком губы и щеки, так как они играют немаловажную роль в дальнейшем развитии речевого аппарата ребенка. Для этого можно использовать мыльные пузыри, сдувание кусочков бумаги или ваты со стола, игру на дудке и так далее.

Как можно чаще используйте пальчиковые игры – мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи.

Стимулируйте кроху к произношению слов, притворяясь, что не понимаете его.

istock-694402992

Еще 20 лет назад не существовало такого огромного количества детей с нарушениями развития речи, и мало кто знал о такой профессии, как логопед. В наши же дни такие нарушения, к сожалению, наблюдаются все чаще, но назвать точную причину, почему это происходит, специалистам достаточно сложно – их может быть огромное количество.

Сама задержка речевого развития не является диагнозом – это сопутствующая проблема других отклонений, поэтому так важно своевременное обращение к соответствующим специалистам.

В первую очередь необходимо обратиться к педиатру, затем к неврологу и потом уже к логопеду.

Читайте такжеКарточки Домана: плюсы и минусы волшебных картинок

К сожалению, встречается очень много случаев нарушений психоречевого развития, когда сбои связаны с каким-либо органическим поражением клеток мозга, на которые вполне могли повлиять различные родовые травмы. Поэтому каждому родителю необходимо обращать тщательное внимание не только на развитие речи ребенка, но и на его поведение. Как он засыпает и как он спит, насколько быстро он утомляется, как проходит его общение с другими детьми, какими игрушками он играет, насколько он усидчив, так как, например, дефицит внимания так же может быть одним из признаков неврологического нарушения у ребенка.

istock-936409248

Своевременно распознанный неврологом диагноз, например, такой как алалия или дизартрия, имеет большие шансы на восстановление в дальнейшем, хотя это очень длительный процесс, иногда занимающий не один год, и связанный с работой ни одного специалиста. Обычно в процессе коррекции таких детей принимают участие такие специалисты как невропатолог, психолог, дефектолог, логопед и, конечно же, родители.

Читайте такжеПричина развития аутизма у детей - гаджеты: исследования ученых

Немаловажным фактором в речи является правильное произношение всех звуков. Чем раньше происходит обращение к логопеду, тем быстрее происходит коррекция. Уже после 6-ти лет это сделать немного труднее, так как формируется устойчивое произношение, но это не означает, что корректировать правильность звука не стоит. Его надо исправлять в любом возрасте.

На самом деле некорректное произношение звуков может отражаться даже на грамотности письма, что имеет немаловажное значение в старшем возрасте.
Интересно, что очень часто неграмотное написание и хроническое делание ребенком одних и тех же ошибок необходимо исправлять в кабинете логопеда! К сожалению, не все родители и даже учителя это знают и лишь ругают и наказывают ребенка, который действительно в силу своего развития не может справиться с данной проблемой.

Также вам будет интересно узнать, какие советы помогут ребенку быстрее заговорить

ребенок , развитие , сказки , моторика , развитие речи , общение , речь , мелкая моторика , развитие ребенка , нормы развития , нормы развития речи Источник: KOLOBOK.UA
материалы по теме
коментарии (27)
осталось 1000 символов
Слушать 'Наше Радио'
Цитата дня

Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности

Бернард Шоу