Особенности развития речи ребенка до года: нормы и паталогия

Особенности развития речи ребенка до года: нормы и паталогия

Для каждого возраста существуют определенные нормы развития речи. Ориентируясь на них, многие родители могут отслеживать ее правильное формирование и при надобности своевременно обращаться к специалистам за консультацией и помощью.

Читайте также8 волшебных фраз, которые нужно говорить перед сном ребенку любого возраста

Несмотря на то, что первые осознанные слова ребенок произносит ближе к годовалому возрасту, речь у него начинает формироваться с первых дней после рождения, так как мозг крохи впитывает весь поток информации, подобно губке. Такое изначально пассивное восприятие речи изо дня в день и формирует речевое развитие ребенка.

istock-579440992

В самые первые месяцы после рождения в качестве речи ребенок использует только плач и крик, которые со временем приобретают различные интонации, благодаря которым родители начинают распознавать потребности крохи.

Читайте такжеЗагадки для детей про зиму и Новый год: 40 стихов на украинском и русском языках

Уже к двухмесячному возрасту малыша каждый родитель с нетерпением ожидает от него первого гуления, всячески стимулируя его к этому. Впервые произнесенные «агу» ближе к двухмесячному возрасту и есть первой нормой в речевом развитии ребенка.

С 4 до 7 месяцев проходит период активного «лепетания» - воспроизведения множества звуков, особенно гласных. Это так же является ориентиром на то, что у ребенка происходит нормальное формирование речи. Если же такое явление как гуление и лепет у крохи отсутствуют, следует немного насторожиться и проконсультироваться со своим педиатром, который, возможно, направит ребенка на консультацию к неврологу.

Развитие речи – это не только произнесение слов и звуков, но и понимание ребенком речи других людей. Родителям необходимо обращать внимание на то, как малыш реагирует на разные звуки, на речь и на то, что происходит вокруг него. Именно поэтому в этом возрасте родители активно используют различные погремушки.

istock-503371267

Ближе к годовалому возрасту ребенок уже может иметь в своем активном словарном запасе от нескольких слов до пары десятков слов. В пассиве он имеет их значительно больше.

Читайте такжеТОП-5 развивающих книг для детей от 0 до 3 лет: маме на заметку

Несмотря на то, что существуют определенные нормы развития речи детей, каждый ребенок очень индивидуален, и если он не произносит слова в 11-12 месяцев, это еще не значит, что у него существует задержка речи. Возможно, он наверстает их уже в ближайшее время и опередит свои сверстников.

Конечно же, родители должны как можно чаще использовать «провокативные» меры, стимулируя тем самым ребенка «агукать», лепетать, произносить звуки и слова.

Для этого есть масса методов, используя которые родители могут более тщательно активизировать развитие речи ребенка: берите как можно чаще ребенка на руки, качайте его, обнимайте. Интересно, что тех детей, у которых диагностирована задержка речи, специалисты рекомендуют брать на руки как можно чаще, даже если это трехлетний ребенок.

Первый речевой опыт ребенка – это жесты и мимика. Старайтесь как можно чаще просить ребенка показать определенную игрушку, свою часть тела, указать, куда он хочет пойти. Невербальное общение – это главный этап развития речи ребенка. Старайтесь не пренебрегать им, так как он очень важен для его развития. Бывают случаи, когда ребенок в возрасте от одного года до трех лет лишь накапливает пассивный запас слов, прислушиваясь и запоминая все, что слышит вокруг.

istock-156026594

Так как ребенок долгий период лишь накапливает информацию, то необходимо как можно чаще читать ему сказки, стихи, потешки. Можно пробовать читать по ролям: «Гуси-гуси». «Га-га-га».

Так как все развитие детей должно быть построено в игровой форме, то используйте звуковые игрушки.

Читайте такжеГоворят дети: смешные фразы детей о родителях и семье

Развивайте и тренируйте с ребенком губы и щеки, так как они играют немаловажную роль в дальнейшем развитии речевого аппарата ребенка. Для этого можно использовать мыльные пузыри, сдувание кусочков бумаги или ваты со стола, игру на дудке и так далее.

Как можно чаще используйте пальчиковые игры – мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи.

Стимулируйте кроху к произношению слов, притворяясь, что не понимаете его.

istock-694402992

Еще 20 лет назад не существовало такого огромного количества детей с нарушениями развития речи, и мало кто знал о такой профессии, как логопед. В наши же дни такие нарушения, к сожалению, наблюдаются все чаще, но назвать точную причину, почему это происходит, специалистам достаточно сложно – их может быть огромное количество.

Сама задержка речевого развития не является диагнозом – это сопутствующая проблема других отклонений, поэтому так важно своевременное обращение к соответствующим специалистам.

В первую очередь необходимо обратиться к педиатру, затем к неврологу и потом уже к логопеду.

Читайте такжеКарточки Домана: плюсы и минусы волшебных картинок

К сожалению, встречается очень много случаев нарушений психоречевого развития, когда сбои связаны с каким-либо органическим поражением клеток мозга, на которые вполне могли повлиять различные родовые травмы. Поэтому каждому родителю необходимо обращать тщательное внимание не только на развитие речи ребенка, но и на его поведение. Как он засыпает и как он спит, насколько быстро он утомляется, как проходит его общение с другими детьми, какими игрушками он играет, насколько он усидчив, так как, например, дефицит внимания так же может быть одним из признаков неврологического нарушения у ребенка.

istock-936409248

Своевременно распознанный неврологом диагноз, например, такой как алалия или дизартрия, имеет большие шансы на восстановление в дальнейшем, хотя это очень длительный процесс, иногда занимающий не один год, и связанный с работой ни одного специалиста. Обычно в процессе коррекции таких детей принимают участие такие специалисты как невропатолог, психолог, дефектолог, логопед и, конечно же, родители.

Читайте такжеПричина развития аутизма у детей - гаджеты: исследования ученых

Немаловажным фактором в речи является правильное произношение всех звуков. Чем раньше происходит обращение к логопеду, тем быстрее происходит коррекция. Уже после 6-ти лет это сделать немного труднее, так как формируется устойчивое произношение, но это не означает, что корректировать правильность звука не стоит. Его надо исправлять в любом возрасте.

На самом деле некорректное произношение звуков может отражаться даже на грамотности письма, что имеет немаловажное значение в старшем возрасте.
Интересно, что очень часто неграмотное написание и хроническое делание ребенком одних и тех же ошибок необходимо исправлять в кабинете логопеда! К сожалению, не все родители и даже учителя это знают и лишь ругают и наказывают ребенка, который действительно в силу своего развития не может справиться с данной проблемой.

Также вам будет интересно узнать, какие советы помогут ребенку быстрее заговорить


Облако тегов


Материалы по теме

Аудиосказки

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK