Развитие речи: 10 способов помочь ребенку заговорить
Малыш начал вовремя агукать и гулить, в нужный срок порадовал первым словечком «мама» или «папа» и… замолчал. Что-то мычит вместо слов и тычет пальчиком в нужную вещицу или придумывает свои собственные слова на «тарабарском» языке.
Что делать? Не отчаиваться! Используйте 10 способов разговорить ребенка, которые уже успешно испробовали на практике опытные мамы.
1. Покажите ребенку… свой рот, когда говорите. Вы удивлены этому совету? И зря. Почему детки успешно произносят первые слова до годика, а потом «замолкают»? Они видят склоненных над собой родителей, которые старательно произносят слова, проговаривают звуки – и кроха слышит и ВИДИТ, как «появляется» слово во рту мамы или папы, и пытается повторить подобное.
Когда кроха начинает ходить и становится «уровнем ниже», он слышит новые слова, но не понимает, как произнести их ротиком.
2. Окажитесь на уровне ребенка. Точнее, не требуйте, чтобы ребенок смотрел «вам в рот», глядя на вас снизу. Это бесполезно, ведь этот «вид сверху» пугает кроху, либо он банально не четко видит, как работают ваши губы и язык.
Лучше опуститься к крохе или взять его на руки и проговаривать слова, глядя в его глазки. Даже если малыш не повторил за вами слово – он «видел», как оно появилось у вас, а это отличная тренировка.
3. Говорите спокойно и позитивно. Если вы повышаете голос, раздражаясь молчанию малыша – кроха ощущает стресс. А что происходит во время стресса? Правильно – организм получает от головного мозга команду: спасайся, кто может, беги или прячься. Проще говоря, мозг испуганного малыша блокирует любую познавательную работу.
Когда вы рычите и кричите на кроху, ваша речь напоминает… звуки сильного грома в ужасную грозу. Представьте себя на открытой местности, когда гремит сильный гром. Страшно? Малышу еще страшнее – и ему не до развития речи в такие моменты.
4. Не разговаривайте с малышом монотонно. Обязательно включайте интонацию, меняйте ритм, чтобы кроха четко осознавал, где заканчиваются слова, предложения, фразы. Если ваши слова льются потоком, кроха их не различает и не понимает.
5. Беседуйте с ребенком о том, что ему интересно. Обсудите мультик, который кроха только что посмотрел. Кого он видел в мультике? Как его зовут? Что он делал? Кто ему помогал? А кто мешал? Так же можно обсуждать любимые сказки или случаи на прогулке.
6. Играйте с малышом в кукольный театр. А актерами пусть будут игрушки малыша – плюшевые зайцы или даже машинки. Не имеет значения. Начните игру – пусть ваш актер говорит междометиями и короткими фразами. Например, машинка может сказать: «Брр-брр, я машинка. Я красная. А ты кто?» И пусть машинка малыша тоже что-то «скажет».
Если крохе пока сложно, побудьте его «суфлером». Достаточно 3-5 минут такого диалога, но, если малыш готов играть дальше – не упускайте возможности наполнить его лексикон новыми словами.
7. Не говорите вместо малыша. Помните анекдот про 10-летнего молчуна, который выдал фразу о недосоленном супе? Он молчал, потому, что… до этого момента его все устраивало. Некоторые детки тоже не считают нужным говорить, если мама или папа сами озвучивают все его желания. Как это бывает? Малыш тычет пальчик во что-то, а мама озвучивает: «Ты хочешь машинку? На, возьми».
А как с пользой подойти к этому моменту? «Что тебе дать? Скажи мне? Машинку? Скажи – «дай ма-шин-ку». И пусть кроха не сразу произнесет слово (не заставляйте!) – однако используйте любую возможность диалога для тренировки.
8. Называйте вещи своими именами. Ребенок начинает говорить при двух условиях: 1) у малыша накоплен пассивный словарь (он знает, как звучание слова совпадает с видом самого предмета или существа); 2) ребенок понимает, как с помощью ротика произнести звуки и слово.
И когда малыш что-то просит, называйте ему конкретное название предмета, а не слово «это». Сравните: «Тебе дать это или это?» и «Тебе дать машинку или зайчика?» Под словом «это» может предполагаться все что угодно – не путайте кроху.
9. Не забывайте, что рядом с вами РЕБЕНОК. И он не может понять и усвоить длинную сложную фразу. Говорите с ним короткими и понятными фразами: «Папа пришел», «Мама готовит кашу», «Ветер качает дерево», «Дай мне игрушку», «Красивый цветок» и т.д.
10. Задавайте малышу вопросы, на которые он не сможет ответить только «да» или «нет». Например, «Ты будешь кушать кашу или пюре из картошки?», «Тебе дать зеленый или синий карандаш?», «Ты наденешь кофту или свитер?»
И еще. Главное! Говорите с ребенком, постоянно говорите в присутствии малыша о том, что вы делаете. Например: «Я сейчас заварю чай. Я наливаю воду в чайник. А теперь – ставлю чайник на плиту. Сейчас нагреется вода, и я налью кипяток в заварник. Скоро будем пить вкусный чай. Я люблю чай!»
И не забывайте читать с малышом книжки – они здорово пополняют словарный запас малыша.