Раннее развитие: для каких детей оно несет опасность?
"Раннее развитие" - одно самых популярных словосочетаний на сегодняшний день, употребляемых среди мамочек, жаждущих как можно раньше похвастаться достижениями своего чада. Зная тот факт, что мозг активнее всего впитывает информацию до трех лет, большая часть родителей предпочитают начинать занятия с ребенком практически с рождения, активно вовлекая его в "недры" методик Монтессори и Тюленева, Вальдорфской педагогики, карточек Домана, таблиц Зайцева, счета Соробан и так далее.
У всех этих и других методик раннего развития есть огромное количество приверженцев, обсуждающих неоспоримые их достоинства, но наряду с ними выступают и ярые противники данных методик, приводя в противовес свои не менее весомые аргументы. Что же на самом деле является истиной и кто действительно прав?
За и против
На самом деле - это достаточно многогранный вопрос, не имеющий определенной аксиомы, споры вокруг которого ведутся и по сей день. Самая основная проблема "спорящих" на эту тему - это две крайности: одни загружают максимум информации в мозг ребенка, начиная с "пеленочного" возраста, другие даже не пытаются отвечать, например, на вопрос чада: "Какая это цифра, буква?" вплоть до подачи заявления в школу. Естественно, правило "золотой середины" еще никто не отменял, поэтому - все хорошо в меру.
Школьная "муштра" с пеленок
Например, если некоторые родители примеряют университетскую мантию на своего ребенка, начиная с колыбели, то понять их вполне можно. Ведь каждый хочет видеть в своем "отпрыске" успешного человека. Но это не должно значить, что уже с младенчества у него может начаться школьная муштра, "приправленная" словарными карточками на завтрак, обед и ужин. Вовсе нет!
Ведь умственное развитие должно идти в тандеме с физической активностью ребенка, с ориентированием его в пространстве, развитием моторики и сенсорики. И только тогда "академические" знания начнут постепенно раскладываться по полочкам, не ущемляя основную среду ребенка - игру. Вряд ли кто-то сможет представить себе даже двухлетнего малыша (не говоря уже о более раннем возрасте), сидящим за партой и выписывающим прописи.
Раннее развитие подходит далеко не всем
Именно такого мнения придерживаются противники раннего развития, опираясь на тот факт, что не всегда какая-либо методика может быть применима для конкретного ребенка. И это действительно так! Но исходя из "золотого" правила, можно опровергнуть этот факт. Просто не следует "натягивать" слепо на своего неповторимого ребенка абзацы с умных книг.
Ведь каждый человек по своей сути уникален, и индивидуальный подход именно к вашему ребенку, основанный на переосмысленном сочетании различных методик, вполне может принести пользу, дав в какой-то момент серьезный толчок в развитии маленького почемучки. Поэтому каждая мамочка, как никто лучше знающая своего ребенка, должна сама выбрать подходящую методику или же создать свою "солянку" и авторских педагогических разработок, внимательно наблюдая за реакцией малыша.
Раннее развитие таит в себе опасность?
Возможно, где-то сторонники такого мнения и правы, но на самом деле это не совсем так. Если, конечно, "зацикленная" на подаче энциклопедических знаний мамочка, не дает "вздохнуть" своему полуторагодовалому малышу, отправляя его на три-четыре занятия в день, то возможно переутомление и перегрузки и могут быть опасны для здоровья малыша.
Но это не касается деток, которым занятия не навязываются силой, а дается возможность заниматься с интересом, причем достаточно короткий промежуток времени, пока действует его активная заинтересованность. Такие "ранние" занятия принесут однозначно только пользу и приятные ощущения малышу, сопутствует его гармоничному развитию.
Зачем лишать детства?
Это, пожалуй, самый главный вопрос в полемике приверженцев и противников методик раннего развития. И здесь самое время вспомнить замечательного автора Масару Ибука, автора книги "После трех уже поздно", предлагающего изменить не содержание, а способ обучения ребенка, а также утверждающего, что "нас не должно волновать, что мы даем слишком много информации, а то, что чаще всего ее слишком мало".
Ведь младенец в первые месяцы своей жизни наделен уникальными способностями головного мозга, помогающими ему познавать окружающий мир. И если этот самый младенец пролежит некое время крепко запеленатый и смотрящий в белый потолок, то он не сможет получать тактильную и зрительную информацию, что крайне важно в этом возрасте.
С точностью до наоборот произойдет с ребенком, который будет находиться в распашонке, имея возможность двигать свободно ручками и ножками, снабжен яркими картинками в поле зрения, приятной разнообразной музыкой, красками, пластилином, коньками, роликами, обоями, на которых можно смело без запретов рисовать, играть, музицировать. Вот тогда он начнет вовремя сидеть, рано ползать, ходить, петь, рисовать, кататься на коньках раньше, чем ходить. Это и называется "раннее развитие", которые некоторые мамочки, даже не осознавая, применяют по интуиции.
Раннее развитие? В центр!
Центры раннего развития есть уже в достаточном количестве в каждом городе и если повезет, и там действительно будут преподавать профессионалы своего дела и люди с соответствующим образованием, то это замечательно! Так как ребенок в таких центрах находится в особенной атмосфере, с сопутствующими специфическими учебными пособиями, о которых даже сложно догадаться простому обывателю.
Но иногда такие "вылазки" на дальние расстояния не совсем благотворно влияют на малышей, да и не всегда центры принимают еще совсем крохотных детишек. Поэтому, если вы уж сильно желаете обратиться к специалисту, сомневаясь в себе, то можете пригласить его к себе домой и после его "подсказок" прекрасно справляться дома сами, не перегружая особо ребенка, а заниматься с ним, пока ему интересно, совмещая все это с бегом, прыжками, ползаньем и прочей важной активностью.
Прислушивайтесь, присматривайтесь почаще к своему малышу - и тогда многие "тупиковые" вопросы отпадут сами собой. Просто любите своих малышей и не ограничивайте их в жажде познания.