Ребенок боится: 10+ практик, которые помогут преодолеть страх
Как помочь ребенку, когда он боится? Психолог Светлана Ройз поделилась практиками, которые помогут справиться со страхом
Из-за войны в Украине тема страхов у детей всех возрастов сейчас обострена. Стресс спровоцировал то, что ребенок мог уже давно пройти в своей «возрастной норме». Психолог Светлана Ройз поделилась простые практиками, которые помогут ребенку преодолеть страх. Их могут использовать и взрослые. Итак, если ваш ребенок боится, нужно...
1. Предложить ему представить, что вокруг него светящаяся сфера. Ладонями (пантомимой) вокруг себя выстраиваем границы. Все, что пугает, – остается за этим шаром. Она состоит из твоей собственной силы и нашей любви.
2. Предложить крепко сжать нашу руку. Сказать – в тебе столько сил, которые помогут справиться с любым страхом.
3. Возвращаем ребенка в ощущение «нынешнего» - просим коснуться нескольких разных по фактуре и температуре объектов, найти 2-3 объекта зеленого цвета (зеленый воспринимается как спокойный, безопасный), выпить воды, произнести «брррррррр», сделать какую-нибудь смешную рожу .
4. Оттолкнуть страшный образ руками – отбросить его от себя со звуком.
5. Растереть ладони, положить на почки, растереть ладони, положить на ребра, затем растереть ладони и простучать свое тело, словно выбиваешь коврик.
6. Научить ребенка – что у него есть «волшебная кнопка», помогающая справиться со страхом - находится между мизинцем и безымянным пальцем.
7. Представить, что пугающее мы уменьшаем – до такого размера, что можно сжать в кулак, спрятать в спичечной коробке
8. Крикнуть громко: "Страх, уходи! Я тебя не боюсь!"
9. Добавить к пугающему образу какую-то смешную деталь (например, к образу злого человека – бантик, или огромные уши слона, или куриные кавычки)
10. Если ребенка испугал образ, который он видел в мультфильме – кино – картинка страшного события – представь, что мы отправляем этот образ обратно в мультфильм. В мире мультфильм, видео. Хлопаем в ладони, будто «запечатывая» этот образ снова в мультфильме. Можно предложить – в воображении стереть этот образ резинкой.
Если ребенка испугал страшный сон – после пробуждения, как режиссеры – меняем сюжет
11. Если ребенка испугал звук – помассировать уши, обязательно сказать – это был звук (такой)…. Все уже обошлось. мы в безопасности.
12. Представить, что страх уменьшаем и кладем в сейф. Закрываем сейф на замок, перевязываем цепью, веревкой и отправляем куда-нибудь на дальнюю планету или под землю или океан.
Как правильно поддержать ребенка, когда он боится
Когда ребенок говорит, что ему страшно – самый большой его страх, что его не примут, высмеют. Самый удивительный страх мы воспринимаем как реальный – он есть в реальности ребенка. и помогаем ребенку, не обесценивая его чувство. Если мы ей скажем – ничего страшного нет – она не перестанет бояться. Она останется со страхом наедине
Любая сложная ситуация может стать мостиком для близости.
Алгоритм:
- Поддержка: Вместо слов – ты же велик, здесь нечего бояться (эти слова рациональны, звучат, как обесценивание) – ты выглядишь напуганным. Вижу, что тебе страшно.
- Близость: Я с тобой (можно сказать словами можно обнять, взять на руки, взять за руку) чего ты боишься? – нам важно, чтобы ребенок от общего «я боюсь» перешел к конкретному
я боюсь тьмы, Я боюсь, что на меня нападут монстры, Я боюсь, что потеряюсь
Когда мы знаем, что конкретно пугает ребенка, мы можем выбрать способ трансформации.
- Нормализация: Знаешь, я боялась в твоем возрасте и даже сейчас иногда боюсь. Сейчас происходящее действительно страшно. Я точно знаю, что мы справимся. Мы можем с тобой поступить:
- Трансформация: (конкретные действия и практики) (которые уже есть выше).
Вам будет также интересно почитать: