Звуки, буквы или сразу склады: учимся читать по необычной методике
Мы предлагаем вашему вниманию методику Зайцева, которая поможет вам научить ребенка азам чтения. Суть данной методики, которая успешно используется уже более 20 лет, заключается в том, что малыши изучают сразу не звуки и буквы, а склады. Статичные кубики Зайцева способствуют освоению крохой именно фонетического состава языка. Данный дидактический материал включает 12 групп. Кубики могут быть золотыми, деревянными и железными, внутри которых находится разнообразный наполнитель.
В игровой форме ребенок учится различать согласные и гласные звуки, а также твердые, мягкие и глухие звуки. В набор для раннего обучения чтению включаются не только кубики Зайцева, но и специальные таблицы, которые показано размещать чуть выше роста ребенка на стене, и аудиокассеты. Родители в процессе обучения чтению должны не проговаривать склады, а петь. В методике Зайцева данный прием называется «попевки».
При этом следует использовать таблицы, которые способствуют более активному запоминанию материала. В результате систематических занятий дети могут легко запомнить около 246 складов русского языка. Следует отметить, что методика Зайцева больше актуальна для «леворуких» детей, которые быстро и легко воспринимают склад и слово целиком, а также для детей с психически-эмоциональными нарушениями.
При этом скорость обучения ребенка зависит от его возраста. Если малышу больше трех лет, то через полгода он сможет научиться читать. При этом заниматься с малышом следует не меньше двух раз в неделю. Длительность занятия 15–30 минут.
Педагоги не считают методику Зайцева идеальной для ребенка и отмечают в ней как плюсы, так и минусы. Положительной стороной методики являются такие моменты: ребенок в игровой форме запоминает сочетание букв и ему не нужно думать, как прочитать склад; на кубиках Зайцева изображены правильные сочетания букв, которые в дальнейшем помогут ребенку писать грамотно; система Зайцева не привязана к какой-либо возрастной категории; ребенок может самостоятельно играть кубиками Зайцева, обучаясь раннему чтению; кубики Зайцева положительно влияют на развитие органов чувств и мелкой моторики.
Данная методика отличается и некоторыми негативными явлениями: ребенок, выучившийся читать по данной методике, часто проглатывает окончания и ему трудно понять состав слова, так как он изучал сразу склады; трудности в первом классе с фонематическим разбором слова, так как в методике Зайцева звуки отмечаются совсем другими цветами; непоследовательность метода; дорогие пособия и длительная подготовка к началу занятий.