10 обязательных навыков, которые вам стоит освоить для жизни с ребенком
Вы родили, кормите и воспитываете. И вдруг, к 3 годам, обнаруживаете, что рядом с вами живет отдельный человек, который все еще проявляет собственную несгибаемую волю? Придется взяться за изучение детской психологии
Итак, спустя 3 года вы вдруг обнаруживаете, что рядом с вами живет отдельный человек, который все чаще проявляет собственную несгибаемую волю. Просто любить и быть рядом уже недостаточно, нужны новые навыки. Какие? Об это как раз наша статья.
Умение слушать
Дети после 3-х говорят очень много. Нейропсихологи называют речь "повозкой для мышления". Важно приложить усилия для развития этой самой речи. Практиковаться малышу нужно много, и часто его речь автономна (обращена к самому себе), от вас потребуется лишь иногда вставлять «угу» или «ну надо же!». Научитесь сдерживать своего внутреннего цензора и не поправлять, не вставлять ценные комментарии и замечания.
Умение задавать вопросы
Цель — побудить малыша размышлять, запустить его мысль. Хорошо, когда вопросы остаются открытыми, чтобы кроха снова и снова раздумывал над законами мирозданья. Это полезнее для ребенка, чем выдавать ему энциклопедические знания, которые лишают его этой самой жажды докопаться, разобраться, понять.
Умение не принимать агрессию на свой счет
Сейчас малыш может испытывать искренний гнев, и объектом его выражения становятся, как правило, самые близкие люди — мама, папа, братья и сестры. Помните, что бы ни кричал малыш в порыве эмоций, как бы ни замахивался кулачками — это не его выбор. Истерика с ним случается, она сильнее его. Поэтому не обижайтесь, а планомерно работайте над снижением фрустрации у ребенка.
Умение интегрировать свои чувства
Вам придется научиться всегда смешивать свои негативные чувства, возникающие по отношению к ребенку, с безграничной любовью к нему же. Только так вы сможете не превратиться в вечно орущего раздраженного родителя.
Быть всегда на стороне ребенка
В любой, самой неприятной ситуации, сперва важно выйти из инцидента, сохранить ваши отношения, а потом уже воспитывать и объяснять, кто и когда был неправ. Это значит, что, когда малыш спорит с бабушкой, не стоит устраивать публичное выступление на тему: «Ай-яй-яй, как ты можешь так говорить с бабушкой», а увести ребенка, перекрыв справедливое раздражение бабушки самостоятельно, и потом, в спокойной обстановке, поговорить с малышом. Это совсем не потому, что вы поощряете такое поведение. Просто эмоционирующий кроха все равно ничего не поймет из ваших объяснений, только почувствует, что для вас он плох.
Подбирать окружение ребенка
Все, кто окружают ребенка, оказывают влияние на развитие его личности. Раздраженная воспитательница в садике, хулиганский сын лучшей подруги, выпивающий сосед — все они будут объектами исследования и персонажами для ролевых игр. Конечно, мы не можем создать для своего чада идеальный мир, но контролировать круг общения нам по силам. Мы можем выбирать няню, тренера в секции или подходящую группу детского сада. Мы можем варьировать время, которое ребенок проводит с другими взрослыми и ежедневно проговаривать примеры, которые он видит перед собой.
Осваивайте сказки
Сказка — это волшебство. В прямом смысле этого слова. В умелых материнских руках сказка становится советчиком, ориентиром, источником знаний или способом прожить травму.
С помощью сказок можно обучать ребенка всему на свете, развивать все, что вам захочется — и это всегда будет его радовать, доставлять удовольствие!
Изучайте психологию и физиологию детей
Без базовых знаний вам сложно будет понять, почему малыш поступает так, а не эдак. Почему он в истерике, почему он со всем спорит, почему не хочет убирать свои игрушки. Все слышали о детском эгоцентризме, но мало кто догадывается, что следствием его является невозможность поставить себя на место другого человека. Не может он осознать, что другому больно, если его ударить. Вот не может. Он может пока лишь копировать ваше поведение и играть в то, что жалеет обиженного, но внутреннего осознания у ребенка пока нет.
Уделяйте время физическому развитию
Это не просто спорт. Это интеграция сенсорных систем. Это совершенствование вторичных и третичных полей анализаторных систем коры головного мозга. Это — основа развития. Чем более разнообразными будут движения ребенка, тем более эффективно будет развиваться головной мозг. Что, безусловно, отразится на способности обучаться, запоминать и воспроизводить информацию, выносить суждения, видеть аналогии, писать и читать. И — обязательно! — это должно быть в радость! Только при наличии удовольствия развитие идет полноценно!
Ежедневно подключайте мелкую моторику
Сейчас столько всего для развития ловкости пальчиков, что глаза разбегаются. Шнуровки, бусины, балансиры, пазлы, головоломки, наклейки, пальчиковые и жестовые игры, настольные игры всяческого вида, помимо привычных нам пластилина, рисования, аппликации, раскрасок и тетрадей с заданиями — это все не только доставляет удовольствие ребенку, но и развивает мелкую моторику, логику, пространственное и абстрактное мышление, и многое другое. Хотя бы 1 занятие в день даст прекрасные плоды, поверьте. Это, конечно, совсем не исчерпывающий список. Можно писать оды свободной игре, осваивать коллективные игры, грамотно работать с агрессией.. много чего...
Также вам интересно будет прочитать: чем опасна детская агрессия