Как понять, что у ребенка задержка речевого развития
Задержка развития речи у детей – нарушение речи, которое может быть вызвано наследственными причинами, особенностями воспитания, болезнями, индивидуальными темпами развития.
Ориентиры речевого развития детей :
3-4 месяца – произносит гласные звуки; 4-6 месяцев – произносит : гу – га – гы;
С 6 до 12 месяцев появляются короткие слова : «дай», «на», «ма», «ба»; К 1,5 годам говорит короткие фразы : «мама, дай»;
К 2 годам строит короткие предложения. Не стоит переживать, если Ваш ребенок не входит в эти ориентиры. Речевое развитие детей индивидуально. Но, если задержка развития речи у детей бросается в глаза, то следует обратить на это внимание.
Если ребенок от 1 года до 2 лет
Не подражает новым словам, звукам животных;
Не называет действия «топ-топ», «кап-кап», «ам-ам» и т.д.;
Не узнает на фотографиях близких людей, на картинках — знакомых животных, персонажей;
Если ребенок от 2 до 3 лет
Не строит предложения из 2-3 слов;
Не понимает простые инструкции взрослого, например, взять, отнести, положить какой – нибудь предмет;
Не понимает слово «нельзя»;
Если ребенок в 3 года:
Не использует местоимение «Я»;
Не обобщает предметы: игрушки, посуда, животные.
Несвязно рассказывает о происходящих событиях;
Не увеличивается словарный запас.
Задержка развития речи у детей бывает, когда ребенок предоставлен самому себе, а родители мало уделяют ему внимания. Играйте с ним, вместе читайте книжки, слушайте музыку, обеспечьте ему новые впечатления. В 2-3 года можно уже рассматривать и читать интересные детские энциклопедии. Рассказывая что-то ребенку, чаще используйте яркие детали, эмоции, описания событий и действий. Играйте с крупами, рисуйте на манке, лепите из соленого теста, пластилина, рисуйте пальчиками.