5 упражнений для поднятия самооценки у ребенка
Как помочь ребенку улучшить самооценку? Хвалить? Или этого мало?
Что могут делать родители, чтобы самооценка их ребенка была адекватной - не завышенной и не заниженной?
1. Принимайте, любите ребенка вне зависимости от поступков. Обнимайте и говорите добрые слова. Чем хуже ребенок себя ведет - тем больше он в этом нуждается.
2. Акцентируйте внимание на достоинствах и сильных сторонах ребенка. О недостатках он знает и сам. Поощряйте ребенка проявлять свои таланты и способности.
3. Подавайте пример: человек с адекватной самооценкой не занимается манипуляциями, умеет отстаивать свое мнение и свои права, не боится быть смешным или выглядеть глупо.
4. Развивайте у ребенка новые навыки, расширяйте кругозор, учите культурному многообразию. Знания важны не в виде школьных оценок, а в виде адекватного восприятия мира.
5. Учите ребенка прикладным вещам: как вырастить растение, приготовить еду, отремонтировать игрушку или велосипед, поменять колесо в машине, зашить одежду и т.д. Чем уверенее и самостоятельнее он себя чувствует - тем выше самооценка.
6. Давайте ребенку выбор. Возможность принимать решения напрямую определяет самооценку. Не упрекайте за неправильный выбор - без ошибок тут не обойтись. И никаких "а я говорила".
7. Не мешайте детской любознательности. В рамках закона и правил безопасности, конечно же. Если у ребенка есть интерес в какой-то сфере или к какому-то спорту - поощряйте это.
8. Научите здоровому образу жизни. Здесь без личного примера точно не обойтись. Никто, кроме вас, не научит ребенка таким базовым вещам, как забота о себе, о своем внешнем виде, здоровье, соблюдение гигиены. Нелишним будет научить ребенка стильно одеваться. Но если он не хочет слушать модные советы и стоит на своем - не мешайте.
Упражнения, которые повышают самооценку ребенка
1. "Я"
Наклейте на центр листа бумаги фотографию ребенка. Предложите вместе заполнить место вокруг фотографии перечислением достоинств и достижений, которые есть у него.
При желании можно составить коллаж из фотографий, кооторые иллюстрируют эти положительные моменты. Разместите коллаж в комнате ребенка - так он будет постоянно напоминать о хорошем.
Если ребенок испытывает неловкость, можно сделать такой же коллаж с рассказом о себе. Так внимание не будет сосредоточено исключительно на ребенке - он будет чувствовать себя более свободно.
2. "Ты"
Играть можно семьей или компанией. Возьмите несколько одинаковых кусочков бумаги, напишите на них имена присутствующих. Положите в шляпу и перемешайте.
Каждый вытягивает один листок и пишет три положительных качества человека, чье имя там указано.Затем листочки снова перемешиваются. Ведущий по очереди вытягивает листочки и зачитывает написанное либо раздает каждому листок с его именем.
3. Внутренние установки
Неуверенный в себе человек постоянно ведет внутренний диалог, который эту неуверенность только усиливает. Пора менять негативные установки на позитивные.
Возьмите листо бумаги, разделите на 2 колонки. В левую пишем привычные негативные убеждения - "у меня получается хуже всех", "надо мной все будут смеятся", в правой - превращаем их в позитивные: "я стараюсь и с каждым днем получаетс все лучше", "над всеми могут смеятся, это ничего обо мне не говорит, у меня есть друзья, которые меня ценят".
Конечно, опять же, стоит показать на собственном примере, как это делать.
4. Визуализация
Делим лист на три колонки. В первом пишем событие или действие: например, "я боюсь отвечать у доски". Во второй колонке - худший вариант событий: "я забуду правильный ответ и все будут смеятся". В третьей - хороший вариант развития событий: "даже если я забуду что-то - ничего страшного не случится, через 5-10 минут об этом уже все забудут".
Или так: "я боюсь знакомиться с новыми людьми". Что произойдет худшего? "Со мной не захотят говорить". Что произойдет в хорошем и более реалистичном варианте? "У меня будут новые друзья".Когда наглядно видно, что может произойти хорошего, а что плохого, то и абстрактные страхи уходят.
5. Челлендж "Я боюсь, но..."
Лучше вовлечь в него всю семью и проработать заодно собственные страхи и самооценку. На листе бумаги все вместе составляете общий список страхов и того, как вы их поборете.
Например, "Я боюсь звонить по телефону, но прямо сейчас позвоню одному постороннему человеку". И выполнить должен каждый. Заниматься телефонным терроризмом, конечно, не нужно. Но можно позвонить по объявлению и задать несколько вопросов незнакомому человеку. Дети могут звонить своим знакомым, которым стеснялись звонить ранее.
В рамках челленджа можно спеть и станцевать на улице, попросить у соседей одолжить что-нибудь, выйти в прямой эфир в соцсетях и т.д.
Вам также будет интересно прочитать: