НУШ, "Интеллект" или "Росток": какую программу выбрать для первого класса

Алина Полищук
Алина Полищук

Редактор

Все статьи автора...

НУШ,
Выбрать школьную программу и не ошибиться - главная задача для родителей будущего первоклашки
istockphoto.com

Психолог рассказала, как выбрать программу обучения для ребенка. Кому больше подойдет НУШ, кому - "Интеллект", а кому лучше идти в "Росток"

Поступление ребенка в первый класс сейчас похоже на поступление в вуз. Родители выбирают учебное заведение не только по месту жительства или по конкретному учителю, как было раньше. Уже в младшей школе детям предлагается целый ассортимент различных программ, которые  призваны раскрыть и развить разные стороны детского потенциала. Вместе с психотерапевтом, нейропсихологом Ириной Ситкаревой мы разобрались, как правильно выбрать программу обучения для ребенка. 

Таких программ на сегодняшний день целых десять:

  • две типовые программы, утвержденные Минобразования («Новая украинская школа»: НУШ-1 и НУШ-2)
  • восемь авторских или экспериментальных программ, утвержденных Госслужбой качества образования:
  1. «Интеллект Украины»,
  2. «Росток»,
  3. «На крыльях успеха»,
  4. «Начальная школа: образование для жизни»,
  5. «Мир, в котором я живу»,
  6. «Вальдорфская педагогика»
  7. Две программы «Развивающего обучения».

Экспериментальные программы – далеко не всегда новые. Например, работа над программой «Росток» началась еще в 2005 году, а в 2014 году эта программа была рекомендована МОН  к внедрению в общеобразовательных школах. «Интеллект Украины» разрабатывался с 2008 года и был «признан» Министерством образования в 2012 году. Сравните: типовые программы НУШ были утверждены в начале 2018 года. То есть, они гораздо моложе своих «экспериментальных собратьев».

Экспериментальные программы обучения "Росток" и "Интеллект" имеют хорошую опытную базу / istockphoto.com

Учителя говорят: если сравнивать с «Ростком» и «Интеллектом», именно НУШ сейчас находится на стадии апробации. Однако НУШ не выбирают – это базовая программа, к которой сегодня так или иначе прибегают все украинские школы. Помимо основной программы, каждая школа имеет право выбрать одну или несколько экспериментальных программ, отведя для них по одному или даже по несколько начальных классов. Главное условие – это наличие учителя, который готов работать по этой программе и прошел специальные подготовительные курсы.

Еще одно условие введения экспериментальной программы в школе – количество детей, которые хотят по ней обучаться. И здесь очень важно сразу понимать, что абсолютно все авторские программы платные. Специализированные рабочие тетради и учебники для ребенка родители покупают за свой счет. В среднем расход на учебные материалы по программам в начальных классах составляет 250 грн в месяц.

Базовый НУШ

В НУШ для ребенка много свободы, активности и игровой деятельности / istockphoto.com

 Главная задача НУШ звучит амбициозно: создать школу, в которой будет приятно учится, и которая даст ребенку не только знания, но и умение применять их в жизни. Поэтому учебный процесс должен быть направлен не на «зубрежку», а на воспитание в ребенке «компетенций» (языковой, культурной, инновационной, экологической и так далее). На практике мы имеем семь учебных предметов, на базе которых ребенок изучает какой-то конкретный предмет или явление. Самый расхожий пример – это яблоко. Можно написать это слово и разбить по слогам, пересчитать яблоки, составить о яблоках рассказ, обсудить пользу яблок и здорового питания.

НУШ-1 и НУШ-2 отличаются только авторством программы. Есть небольшое различие по часам, которые отведены на предмет «Я исследую мир». В остальном принципиальной разницы нет. И там, и там много игровой деятельности и коллективной работы. Дети на уроках по большей части что-то делают, а не пассивно слушают учителя. В первом классе нет домашних заданий и оценок. Поэтому мамы часто недовольны таким «халатным» подходом к обучению. На самом деле эта программа очень комфортна для маленьких детей. А это очень важно с учетом того, что сейчас родители стараются отдать ребенка в школу с шестилетнего возраста.

Образовательная программа «Росток»

"Росток" делает большой упор на математику и естественные науки / istockphoto.com

Бытует мнение, что в «Росток» набирают детей, одаренных математически. На самом деле у этого направления более комплексная задача: не просто предлагать ребенку набор готовых знания, а научить его эти знания добывать путем размышлений и логических построений. На самом деле в «Ростке» упор идет не только на математику. Еще один базовый предмет – это «Окружающий мир». В этом предмете собраны воедино естественные науки: ребенок знакомится с явлениями и предметами на основах биологии, физики и химии.

У программы есть собственный сайт (rostok.org.ua), где в открытом доступе можно изучить методички и учебные планы. Там есть видеоматериалы про «Росток», презентации, планы уроков, рекомендованная литература и даже электронные учебники.

Программа «Интеллект Украины»

"Интеллект Украины" учит находить и правильно обрабатывать информацию / istockphoto.com

То ли из-за названия, то ли по другим причинам, но программа «Интеллект Украины» сегодня считается одной из самых популярных среди амбициозных родителей. Изначально она была разработана как  концепция воспитания одаренных детей. Попасть в «Интеллект» можно было только после тестирования, а перед этим ребенок должен был пройти подготовительные курсы. Из-за этого программа в свое время получила много критики, была упрощена и адаптирована под развитие всех детей. Тем не менее, она по-прежнему является самой насыщенной  среди школьных программ.

Суть  – научить ребенка правильно работать с информацией: находить ее, осмыслять, запоминать и озвучивать. К перечню общешкольных предметов добавлено два специфических: «Учимся вместе» и «Эврика» (со второго класса). На этих уроках дети по специальным методикам тренируют память и решают нетипичные задания, развивая изобретательность и творческий подход. Чтобы разгружать школьников от обилия информации, на уроках используется много видеоматериалов (песни, сказки, отрывки мультфильмов), постоянно проводятся музыкальные паузы. «Интеллект» делает большой упор на чтение: с самого начала задания в тетрадках дети должны читать сами. Поэтому базовый навык для этого программы – это умение ребенка читать.

На сайте программы «Интеллект Украины» (intellect-ukraine.org) можно посмотреть презентацию этого проекта и почитать новости. Чтобы получить более расширенную информацию, нужно зарегистрироваться, а для доступа к учебным планам и обучающим материалам  нужно предварительно заключить договор с представителями проекта.

Программа «На крыльях успеха»

"На крыльях успеха" детей углубленно развивают по одному предмету / istockphoto.com

Несмотря на то, что программа была утверждена в 2018 году, информации в открытом доступе о ней не слишком много. Цель программы, по словам ее автора, доктора педагогических наук Анжелики Цымбалару, - это «органическая интеграция учебных предметов и их практического использования». Школьникам предлагается к изучению всего шесть предметов, три из которых довольно неожиданные для начальных классов. В расписании первоклассников будут «Вселенная», украинский и английский языки, математика, физкультура, арт-технологии и ИКТ (информационные компьютерные технологии). Один из предметов (кроме физкультуры) школа выбирает для углубленного изучения. Все остальные – дают ребенку базовые представления о мире в рамках тематического плана.

Многие учителя называют программу «На крыльях успеха» золотой серединой между легким НУШем и перегруженным информацией «Интеллектом». Но здесь опять-таки все зависит от конкретного преподавателя и от такого, каким образом он «пропустит» образовательную программу через себя. Конкретные методические рекомендации по «Крыльям» нужно просить у школы или искать на просторах интернета. У программы есть сайт (nakrilahuspihu.com), однако на момент написания статьи он не работал.

Мнение эксперта:

Детский и семейный психотерапевт, нейропсихолог Ирина Ситкарева: 

«Программы в современной школе, как шоколад "Аленка". Название одно и то же, а вкус везде разный».

В приоритете - удобное месторасположение школы

Первое, на что родителям нужно обратить внимание при выборе школы и программы обучения, – это состояние здоровья ребенка. Если ребенок слабый и часто болеет, у него есть специфические заболевания (астма, диабет, аллергические реакции) – все это расцветает пышным цветом при повышенной нагрузке. Мы сейчас говорим не только о нагрузке на уроках. Долгая дорога к школе (особенно в общественном транспорте) – это тоже нагрузка. Бывает, что родители хотят отдать ребенка на конкретную программу, которая есть в конкретном учебном заведении на другом конце города. Запомните: после 40 минут в маршрутке ребенку нужно два часа на восстановление физического состояния. А если это дважды в день? К дороге добавляются слишком ранние подъемы и поздние возвращения домой. Это «ложится» сверху на школьную программу. Потому при выборе начальной школы для ребенка приоритет нужно отдать удобному месторасположению.

При выборе школы и школьной программы не забудьте учесть здоровье малыша / istockphoto.com

Фактор садика

Очень важный фактор при определении нагрузки на ребенка в школе - ходил ли он перед школой в сад. Если малыш не «садиковский», в школе ему будет непросто при любой программе. Поэтому не выбирайте самую сложную и насыщенную. Сколько бы кружков он не посещал дополнительно – это не создает той режимной нагрузки, опыт которой малыш получает в саду, и с которой ему будет легче адаптироваться к школе. Плюс социально-эмоциональное развитие. Даже если у вас мега-общительный ребенок, который за пять минут передружится со всеми на детской площадке, в школе его ждет совсем другая ситуация: и коллектив больше, и мамы под боком нет.

Лучше идти не на программу, а на учителя

Что касается выбора конкретной школьной программы – здесь рекомендация может быть только одна. Лучше идти не на программу, а на учителя. Все нынешние школьные программы в той или иной степени еще находятся на этапе становления. Кроме того, они подразумевают больше свободы для учителя, чем это было раньше. С одной стороны, это большой плюс. С другой стороны, это означает, что любая программа – по сути, отражение учителя и тех методик, которые он наработал. В итоге получаем ситуацию, когда одна и та же программы в разных школах выглядит совершенно по-разному. Самый распространенный пример – это НУШ. Один из базовых принципов программы – отсутствие домашних заданий в младших классах. Спросите у своих знакомых, кому сейчас не задают «домашку»? Где-то учитель считает такой подход к учебе неэффективным, а где-то родители сами выпрашивают дополнительную нагрузку на ребенка. В результате бывают ситуации, когда в НУШе ребенок загружен больше, чем в "Интеллекте" или в "Ростке".

Специализация имеет смысл с 8 класса

В большинстве стран Европы и слышать не хотят про специализацию с раннего возраста. Приблизительно до 8 класса все учатся вместе по одной программе, а после распределяются соответственно уровню знаний и способностей по разным направлениям. С точки зрения психологии это правильно. В раннем возрасте у ребенка еще не может быть никаких способностей, только задатки. И никто не знает, разовьются ли эти задатки, даже если попадут в благодатную почву. Увидеть в шестилетке гуманитария или математика может только мама, и только потому, что ей так хочется. На самом деле здоровый и счастливый ребенок сегодня может на ура решать задачи со звездочкой, а завтра с легкостью читать по-английски.

Оптимально «направлять» ребенка в школе нужно не раньше пятого класса. Ведь начальная школа – это не столько про учебу, сколько про развитие социальных навыков, эмоционального интеллекта и умения учиться. Если же родители все-таки решили отдать предпочтение какой-то программе, здесь очень важно максимально снизить ту нагрузку на ребенка, которая обязательно ждет его на начальном этапе. В некоторых школах есть тестирование, которое определяет уровень базовых навыков ребенка. Пройдите это тестирование или спросите у учителя четкие требования – что должен знать и уметь ребенок к первому классу. По этим критериям максимально подтяните ребенка за лето, чтобы в первом классе ему не пришлось учиться тому, что он по идее уже должен уметь.

Вам также будет интересно почитать:

Чужая территория: как попасть в нужную школу не по прописке

Готовимся к школе: какие документы нужно подать для зачисления в первый класс

В 6 лет или позже: когда отправлять ребенка в школу

 


Облако тегов


Материалы по теме

Аудиосказки
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK