Из любого ребенка до 12 лет можно сотворить вундеркинда: Анна Лютова
Во втором сезоне детского талант-шоу «Круче всех» на телеканале «Интер» многим телезрителям запомнились дети из Турции с уникальной памятью – 9-летний Акмаль Доган, который знает до 400(!) знаков после запятой в числе ПИ и может легко оперировать этими цифрами. 11-летний Амир Баговеев, который меньше, чем за минуту запоминает до 40 слов. И легко может назвать эти слова в любом порядке: сначала, с конца, через одно, каждое третье…
В прошлую субботу, 8 сентября, телезрители увидели еще более необычную способность: еще одна гостья из Турции, 11-летняя Сафия Салимова, с закрытыми глазами может определить цвет бумаги на слух – по шуршанию листиков. Невероятно? Оказалось, и такое возможно.
Все интервью с участниками Круче всех вы можете посмотреть тут
15 сентября 2018 в 20:30 в эфире «Интера» новый выпуск «Круче всех», один из участников которого обладает уникальной цветовой памятью. Восьмилетний Себастьян Пшешинюк – тоже гость из Турции. Совпадение? Вовсе нет. Оказалось, что все эти дети – воспитанники необычного педагога, Анны Лютовой. Она уже восемь лет открывает в детях неординарный таланты. Мы разыскали Анну и поговорили с ней о том, как она ищет талантливых детей? Можно ли развить суперпамять у взрослого? Со скольки лет лучше начинать заниматься? И, все-таки, КАК Сафия на слух определяет цвет шуршащей бумаги?
– Как ваши воспитанники попали на сцену этого талант-шоу?
– С проектом «Круче всех» мы знакомы с прошлого сезона. Нас нашли редакторы шоу, написали, что хотят познакомиться с моими воспитанниками и их талантами... Кастинг прошли все дети, которых я рекомендовала: Акмаль Доган, Амир Багавеев и Демир Бюкен – участники прошлого сезона. В этом сезоне тоже выступили необыкновенные ребята! Сафия Салимова (11 лет), она различала на слух цвета и Себастиан Пшешинюк (8 лет) – мнемотехник.
– Кто такие – мнемотехники?
– Это люди, которые знают и умеют применить систему и техники запоминания различного вида информации.
– Как эти способности и навыки могут пригодиться детям в будущем?
– На самом деле ко мне приходят обычные детки, часто – те, которым не дается учеба. И мы выходим на самый высокий уровень успеваемости.
У меня есть особый пример. Я занималась с группой пятилеток(сейчас им уже шесть). Мы научились читать, писать, математик… В итоге прошли первый класс за 3 месяца, включая подготовку к школе. Все – благодаря мнемотехникам.
Но есть и неожиданные даже для меня результаты. Один из моих студентов, например, поступил в школу разведки, где находится на высоком счету. Важно, что в будущем ребята смогут правильно систематизировать и запоминать поступаемую информацию, уметь концентрироваться, понимать понятие "будь предельно внимателен ", писать лекции мнемотехническими приемами, быть просто эрудированным, интересным и полезным людям, да и своим детям...
– Как вы обнаружили в этих детях их таланты?
– Вы знаете, я многое делаю интуитивно. Как будто бы вижу что-то особенное в детях. Понимаю, что-то есть в том или ином ребенке, и «докапываюсь» до его уникальной способности. Начальные занятия я всегда посвящаю диагностике и выявлению «природной» памяти ребенка... Часто бывает, что всё лежит на поверхности, и моя задача как тренера извлечь это «все» и огранить. Если это «нечто особенное» не находится, мы планомерно (бывает – годами) занимаемся «техническим» развитием всех видов памяти. Об этом я могу говорить очень долго и с вдохновением (смеется).
- Сафия – исключение, уникум? Как давно вы с ней занимаетесь?
- С этой необыкновенной девочкой мы познакомились всего 4 месяца назад. Я с удовольствием наблюдала за ее работой на наших занятиях, и моё "седьмое" чувство просто кричало, что в ней есть что-то необыкновенное. Мы стали встречаться чаще, я постоянно усложняла уровень упражнений для запоминания сложной информации. Сафия справлялась безупречно! Поставила перед ней задачу поработать с закрытыми глазами... Я интуитивно предложила ей послушать шуршание белой бумаги и выбрать такую амплитуду движения листа, чтобы внутри возникали какие-либо ассоциации... Затем предложила ей "послушать" красный лист бумаги, жёлтый, зеленый… И оказалось, что они для Сафии звучат совершенно по-разному! Мы довели различие цветов на слух до 18! Совместно с родителями Сафии мы перечитали множество литературы и находились в поисках узких специалистов, которые бы могли объяснить ее способность.
После съёмки в программе у нас состоялась долгожданная встреча с иранским учёным – доктором Fara Memari, который подтвердил наши догадки. Такое необыкновенное проявление способностей, как у Сафии, называется синестезия. Людей–синестетиков всего около 4% в мире! Их феномен исследуют, пишут о них диссертации, наблюдают за их развитием… Как сказал профессор Fara Memari, это – люди будущего!
Я анализировала наши занятия, просматривала по несколько раз видео с ними и приходила к выводам, что в этой девочке скрыто огромное количество пока не очень объяснимого потенциала и возможностей... Так мы попробовали несколько цветов определить на расстоянии. Я мысленно ей посылаю "ключи" к цвету, записывая их на бумаге. Например, ключ – "выше неба", для нас означает жёлтый цвет. Она в точности воспроизводит эти ключи и видит меня в этом цвете. Как это происходит – точных ответов я пока и сама не нашла.
Я до сих пор не пойму, как мне пришла в голову мысль попробовать передать Сафии сигнал о цвете мысленно. Получается, что мы с ней открыли друг в друге новые возможности! А тот факт, что у нее больше ни с кем не получается "увидеть " цвет с закрытыми глазами на расстоянии – пока для меня задача со многими неизвестными...
– Такие таланты – огромная редкость?
– Мы, конечно, традиционно - скептики. Но так распорядилась природа, что не у всех, конечно, но у большинства из нас скрытые таланты есть! Как правило, они проявляются до 12 лет.
– Почему именно до этого возраста?
– Каналы мозжечковой зоны в этом возрасте – на пике развития. Активны практически все участки головного мозга. Из любого ребенка до 12 лет можно сотворить вундеркинда. Все детки особенны по-своему. Но! Когда есть огромное желание и интерес, когда развиваются все виды памяти, когда есть поддержка и вера со стороны родителей, то и результаты не заставят себя ждать!
– Со скольки лет стоит начинать осваивать приемы мнемотехники?
– С 5,5 лет, не раньше.
– Как вы стали открывательницей таких необычных детских талантов?
– Все началось с моего увлечения мнемотехниками ещё в юности (сегодня мне – 44 года)... Первым учеником был мой сын. С ним мы учили уроки – запоминали то, что нужно было выучить дома, при помощи игр. Затем были занятия со средней дочерью, в результате которых таблицу умножения она знала уже в 3 года. Дальше – написала авторскую работу "Экспресс-обучение чтению детей от 4,5 лет за 8 уроков", "Курс по запоминанию исторических дат, совмещенных с текстовой информацией" и другие. Работ по запоминанию различного рода информации накопилось уже много, вот только до издательства пока не доходят руки. И ноги!
Как-то само собой находились студенты, взрослые, дети, которые были заинтересованы в таком развитии. Сегодня я работаю с учениками из разных стран, это и дети, и взрослые. Если ученики находятся далеко – уроки проходят в онлайн-режиме. Да, у меня написаны и отработаны многими годами онлайн-программы. Но! Выявлять у деток какие-либо необычные способности можно только когда занимаешься с ними вживую.
– Какую задачу в работе с детьми вы сами ставите перед собой?
– Помочь деткам адаптироваться к школьной и дополнительной образовательной программе. Обычно дети заучивают информацию механически(зубрят), то есть испытывают физическое и эмоциональное напряжение. Таким путем информация заносится в оперативную память, которая способна хранить "заученное" всего около 3-х суток, если нет путей повтора. А информация, запоминаемая при помощи специальных техник, будет храниться в памяти всю жизнь!
На наших занятиях ребята ещё и сами раскрывают в себе новые способности. Кто-то никогда не брал в руки кисточку или карандаш, не представлял, какая бывает палитра цветов – и вдруг начинает рисовать, увлекается эпохами изобразительного искусства, в которых в итоге разбирается на экспертном уровне. Кто-то никогда не испытывал тяги к цифрам – и начинает понимать сложные математические алгоритмы... Можно приводить массу примеров! Думаю, здесь лучше бы "похвастались" сами ребята! Например, когда мы работаем со слуховой (аудиальной) памятью, они становятся во всем более внимательными и сосредоточенными.
– Домашние задания задаете?
–Да, но – необычные: прислушаться к шуршанию листвы на деревьях, услышать обрывки фраз прохожих и составить смешной рассказ, услышать свои шаги и различить гул машин от легковой до грузовой…
– Таким детям в итоге становится жить легче или сложнее?
– Вопрос хороший. Как правило, учителя не любят "умных" учеников... Деткам с высоким интеллектом сложнее найти себе собеседников... Ровесникам неинтересно, например, какая столица у Шри-Ланки, какой царь правил после Ивана Грозного или после Ирины Годуновой. А эти ребята глядишь – про число Пи умничать начнут. Или фокусы показывать, с закрытыми глазами, расставляя перемешанные предметы в изначальном порядке. В итоге поддержку находят в основном у друзей и в кругу семьи.
– В эту субботу мы увидим еще одного вашего ученика – Себастиана Пшешинюка. Он хорошо запоминает цвета.
– Себастиан – прекрасный пример мнемотехника, который умеет концентрироваться и знает, «как и куда» запомнить информацию. Ему нравится работать с цветом, поэтому мы сделали такой номер. Вы знаете, почему светофор имеет три цвета – красный, жёлтый и зелёный? Всё дело в физике света, его рассеивании и психофизиологии человека. Именно эти три цвета имеют максимальную длину волн среди всех цветов, а человеком красный цвет воспринимается как опасность, настораживает; зелёный – как спокойствие и разрешение, а жёлтый – как внимание.
Посылы этих трех цветов мы определяем мгновенно и интуитивно, не задумываясь при этом, как работает наш мозг.
Это легло в основу номера, где мы с Себастианом при помощи мнемотехник немного поэкспериментировали и показали, как в данном случае работают образная (ведущий вид памяти в детском возрасте), произвольная, оперативная и эмоциональная виды памяти. И с поставленной задачей мы справились, на мой взгляд. Ну а вы можете сделать свои выводы сами.
Увидеть еще одного ребенка с чудо-способностями можно в субботу, 15 сентября, в 20:30 в талант-шоу «Круче всех» на «Интере».