Что делать, если ребенок не может запомнить буквы
Почему возникает такая проблема и как помочь ребенку?
1. Недостаточность зрительного восприятия
Мозг ребенка плохо анализирует саму конфигурацию буквы, ее составные части. Он должен проанализировать их, сопоставить с определенным звуком. Но если есть проблема со зрительным восприятием, то буквы путаются в мозгу ребенка из-за своих похожих элементов.
2. Несформированность зрительно-пространственного восприятия
Элементы букв находятся в определенном расположении друг относительно друга. Но если у ребенка проблемы с пространственным восприятием, то опять же образ буквы у него не закрепляется, а элементы путаются.
3. Недостаточно развитая зрительная память
В норме запоминание элементов буквы и их расположения происходит автоматически, но из-за неразвитой зрительной памяти ребенку может понадобиться для этого длительное время.4. Дефицит нейродинамики мозга
Это означает слабую концентрацию и маленький объем внимания, низкую мозговую активность, невозможность долго быть включенным в процесс. Такому ребенку тяжело сосредоточиться, проанализировать, он постоянно отвлекается, в итоге плохо запоминает информацию.
Что делать?
1. Подключайте игры для изучения формы буквы
Чтобы запоминать внешний вид буквы, можно ассоциировать ее с чем-то знакомым. Например, "б" - белка с поднятым хвостом. Также нужно воплощать буквы с помощью любимых занятий: оепить из пластилина, выкладывать фасолинами или палочками для счета, рисовать мелками, крутить из проволоки, готовить печенье в форме букв, строить их из конструктора.
Отлично также подойдет угадывание буквы, "написанной" пальцем на спине или в воздухе, дорисовывание недостающих элементов буквы, поиск букв на магазинных вывесках.2. Развивайте зрительное восприятие
Для этого подойдет поиск предметов на картинке или угадывание по описанию, поиск предмета по тени, поиск изображения по фрагменту, складывание пазлов, поиск отличий между похожими картинками, поиск лишнего предмета в ряду, поиск предметов, которые внешне похожи на буквы.
3. Развивайте зрительную память
Предложите ребенку запомнить несколько карточек с картинками, а потом найти их среди других. Можно дать рассмотреть небольшую картинку, а потом расспросить ребенка о деталях: что было нарисовано вверху, кто стоял справа, кто - слева, что держал в руках и т.д.
Также есть игра для всей семьи: один человек выходит из комнаты, в этот момент остальные прячут или переставляют предметы, меняются одеждой и т.д., потом водящий должен вернуться и угадать, что изменилось. Можно поиграть в упрощенный вариант, если ребенок закроет глаза, а вы поменяете местами игрушки или карточки.
4. Развивайте зрительно-пространственные функции
Отличный вариант для их развития - игра "твистер", когда по указанию ведущего нужно ставить руки и ноги на кружки определенного цвета. Если у вас нет поля для игры, то можно играть в "робота": взрослый берет "пульт" и командует ребенку-"роботу" сделать два шага вправо, один влево, три прыжка назад и т.д.
Можно играть в поиск сокровищ по заранее составленной карте, где есть указания, что нужно делать. Также есть игры, в которых вообще не требуется инвентар: назвать все части тела от самых верхних до самых нижних, перечислить сначала все части тела спереди, потом те, что сзади. Хорошо развивают пространственные функции занятия спортом, танцами и даже просто зарядка с проговариванием того, что нужно делать.5. Следите за уровнем энергии у ребенка
Чтобы малыш был в тонусе, ему нужен 10-часовой сон, стабильный режим дня, прогулки на свежем воздухе, физическая активность, достаточное употребление чистой воды, правильное и сбалансированное питание, массаж, удобное рабочее место, свободное время для игр, здоровая эмоциональная атмосфера в семье.
Вам также будет интересно прочитать: