Что должен уметь ребенок в 1 год: главные признаки правильного развития
Нам годик! Эти первые 365 дней были наполнены разными эмоциями – от волнений и тревог до ярких восторгов и мгновений настоящего счастья! Как же радуют маму и папу эти первые достижения малыша – первый зубик, первое слово, первый шажок. И все же, внимательные и заботливые мама и папа задаются вопросом: «Что должен уметь ребенок к годику? Все ли умеет наш малыш? Не упустили ли мы чего-нибудь важного?»
Редакция сайта Kolobok.ua собрала 50 важных признаков правильного развития малыша к первому году.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ
• Уверенно стоит без поддержки.
• Ходит с поддержкой взрослого за одну или за обе руки. Некоторые детки уже ходят самостоятельно.
• Активно ползает, хотя некоторые малыши начинают ходить без этапа ползания – это тоже норма.
• Поднимается приставным шагом вверх-вниз по ступенькам (при поддержке взрослых).
Приседает и выпрямляется, умеет подняться на ножки, если сел или упал.
• Залезает и спускается на пол с дивана, кресла.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
• Собирает и разбирает пирамидку.
• Открывает и закрывает крышечки баночек, коробок, складывает в них игрушки и достает обратно. Начинает это делать, если ему показывает взрослый (подражает).
• Играет с предметами домашнего обихода (с посудой, прищепками, крышечками).
• «Кормит», «причесывает», «воспитывает» игрушки, подражая действиям взрослого.
• Захватывает указательным и большим пальчиками мелкие предметы.
Катит за/перед собой игрушку на колесиках, может отбить ножкой мячик.
• Открывает и закрывает дверцы шкафов, достает из них содержимое выдвигать и задвигать ящики.
• Подражает действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
• Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
• Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
• Радуется веселым затеям со старшими, новым игрушкам (правда, бывает, что малыш пугается, увидев новую игрушку – слишком большую или очень громкую)
• Узнает своих близких и радуется их появлению.
• Узнает близких на фото или на видео, указывает, кто где. На фото мамы или папы может показать, где нос, рот, глаза.
• Чужой человек иногда вызывает у малыша настроженность, испуг.
• Кроха с удовольствием рассматривает картинки в книжечках, указывает пальчиком на изображение знакомых предметов или существ.
• Может пританцовывать или «подпевать», услышав знакомую музыку.
• Подражает мимике и гримасам близких взрослых.
• Может выражать с помощью мимики, плача, крика свое отношение к строгому тону или запрету взрослых.
• Разглядывает свое отражение в зеркале, может строить себе рожицы, играть со своим отражением.
• «Говорит» по телефону с воображаемым человеком, подражая интонации и мимике взрослых.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
• Умеет произносить на «детском» языке около 5-10 слов.
• Отвечает на вопрос: «Кто это?/Что это» соответствующими звукоподражаниями: кошка – мяу, собака – гав-гав, поезд – ту-ту и т.д.
• Умеет ответить действием на вопрос: «А как Сашенька танцует?», «Как Сашенька прыгает?» и т.д.
• Повторяет за взрослыми или за сверстниками новые слова, пусть они и получаются искаженными.
• Показывает, если попросить, на одну нужную игрушку из предложенных четырех, или на одну картинку из двух.
• Выполняет простейшие просьбы: «Принеси мячик», «Дай книжку», «Закрой дверь», «Положи игрушку», «Вымой ручки».
• Осознает слово «нельзя».
• Показывает знакомые предметы в доме, если спросить: «Где диван?», «А где лампа?», «А где кресло?» и т.д.
• Машет ручкой в знак «пока-пока», показывает «сороку-ворону», играет в «ладушки» или демонстрирует, как летает птичка (машет ручками), ходит мишка косолапый.
• Знает и четко реагирует на свое имя
ПРОСТЕЙШИЕ БЫТОВЫЕ НАВЫКИ
• Откусывает и жует кусочки хлеба, бублика, яблока.
• Пытается самостоятельно есть ложкой, часть еды доносит сам. Некоторые детки кладут ручкой еду на ложку, а затем уже отправляют содержимое ложки в ротик. Чаще всего все же едят руками, и это пока норма (до первого полугодия).
• Кроха старается сам пить из чашки или поильника, придерживая емкость ручками
• Малыша протягивает ручки под воду из крана, моет руки, умывает лицо, вытирается полотенцем.
• Пытается одеваться сам или протягивает ручку, когда на него надевают одежки.
• Пытается просунуть ножку в ботиночек. Хотя большинство деток очень не любят процесс одевания и открыто выражают свое недовольство криком и плачем.
• Сообщает особенными звуками, что намочил или испачкал штанишки (если ходит достаточно долгое время, около часа-двух, без подгузника). Возможно, уже просится на горшок.
P.S. Милые мамы и папы, не волнуйтесь, если показатели вашего крохи не соответствуют нашему списку по всем пунктам. В списке – средние данные, и некоторые детки что-то з этого перечня начинают делать немного позже. Им просто нужно еще чуть-чуть потренироваться – с вашей помощью у деток все получится!
Вам будет интересно узнать о 10 способах не испортить утро с детьми работающей маме